Урок «Образ женщины в исусстве»

Автор: Иванова Светлана Александровна

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства .

Вглядываясь в человека.

Портрет «Образ женщины в искусстве»

6 класс.

 

 

 

Иванова С. А. – учитель музыки и МХК  учитель ИЗО Вдовина Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели деятельности: формировать представление об этапах развития портрета, творчества художников-портретистов и музыкальных фрагментов произведений, обучать истории возникновения портрета, выражать свою эстетическую позицию к интегрированному уроку

Тип урока: формирование новых знаний

Планируемые результаты.

Предметные: знакомиться с именами великих художников и их произведениями: воспринимать и анализировать произведения искусства и музыкальные фрагменты (романс, соната ).

Метапредметные: научится понимать значение знаний для человека, работать в группах, излагать свое мнение в диалоге строить речевые высказывания

Личностные  получают эстетическое наслаждение от произведений искусства и восприятия музыки.

Методы и формы обучения: групповая, фронтальная.

Оборудование. Мольберты, компьютер , мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация «Образ женщины в русской живописи»

 

Организационная структура (сценарий) урока

1. Организационный момент

 

Учитель ИЗО (показ презентации): создания портрета заставляет нас по- новому увидеть человека. как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково—глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

Слайд 1-2. В искусстве существуют вечные темы. Одна из них –тема женщины . У каждой эпохи свой идеал женского образа , вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину , какие мифы о ней творили . Женский характер всегда привлекал особое внимание художников и музыкантов . Созданные в портретном искусстве образы несут идеал и единство душевных качеств внешнего облика. По портретам мы можем судить , как на внешность

женщины ,на ее душевный склад влияют общественные события, искусство и сама живопись

2. Изучение нового материала. Слайд 3,4.Икона « Владимиркая Богоматерь», Ф.Рокотов «Портрет А. Струйской » Портрет- образ определенного реального человека ,смысл портрета в интересе именно к его личности наделенной индивидуальными качествами. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника ,ритмом  его эмоций и он строит свой образ и находит нужные средства выразительности. Само слово портрет произошло от латинского слова его перевод  «извлечение сущности », выявление внутреннего содержания художественного образа

.В России художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке вначале писали их точно таким же методом, как и иконы,- на доске темперными красками такие портреты называли парсунами от слова «персона»

Слайд 5,6,7 И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», А.Веницианов «Крестьянка в платке»,

В. Тропинин «Кружевница». На фоне музыки Соната для альта М.Глинки .Русские художники достигли

выдающихся успехов в искусстве портрета Рокотов, Левицкий, Аргунов ,а позже Боровиковский вносят в портрет психологическое оживление ,конкретность характера .В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды, и вкусов эпохи им присуще душевное обаяние и красота образов.

 

Слайд 8,9,10 Ф.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной», К.Брюллов «Всадница».Фамильные портреты часто украшали кабинеты глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков, мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его . Парадный портрет –обычно имел целью показать общественное положение героя такие картины носят приподнятый, торжественный характер .Камерный портрет- больше уделялось индивидуальным особенностям человека, доверительно раскрывая внутренний мир героя.

Учитель музыки.( На фоне музыки Шопена) Большую популярность среди дворян имели музыкальные салоны молодые девушки приезжали с «мамам» не только послушать музыку ,но и встретить того единственного , кого она вообразила в своих мечтах. В салонах звучала светская музыка- здесь не только музицировали , показывали свое мастерство владением инструмента, но и проявляли свои вокальные способности. Особенно это появлялось в романсах. Начало рассвета  романса- первая половина 19 века .Музыка передает не только общий характер поэтического текста, но и отдельные портретные образы.

Учитель музыки. Слайд11 На экране «Наталья Николаевна Пушкина»К.Брюллова.Сейчас вы услышите романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Глинка поддерживал постоянный контакт с Пушкиным ,с которым познакомился и подружился в пансионе для детей дворян..Но особенно ярко проявилось его дарование в жанре романса ,вокального произведения для одного голоса с сопровождением. Романс, как и песня по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как –будто сами «просятся на музыку» В русском романсе, по существу отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и его предшественников до наших дней. Тема женской красоты и чувственности не могла оставить равнодушным композитора Пушкинские романсы Глинки и в особенности романс «Я помню чудное мгновенье» принадлежит к числу самых замечательных произведений русской музыки. (Звучит романс в исполнении учителя музыки.) .

Учитель ИЗО. Слайд 12,13 О.Кипринский «А.А.Олениной», И.Н Крамской «Портрет неизвестной». Романтизм — новая эпоха в женском портрете . Тонкие движения души, особая чувствительность , присущая новому идеалу женщин. Изящные головки и профили с локонами и развевающимися шарфами стали прекрасной мечтой .

 

Слайд14. 15. Б.М.Кустодиев «Купчиха», К.Сомов «Портрет дамы в голубом». В начале 20-века художники начинают искать новые формы живописи некоторые ищут для себя те женские идеалы в сложнейших переливах тона и цвета, передавая вибрацию русской души женщины, ее тайну.

Слайд 16 На экране «Девушка с красным гребнем» К.Малевич. Представители русского авангарда пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто новые формы изображения.

Слайд 17. К.Петров-Водкин «Мать». Тема женственности и материнства. Это гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Молодая мать прижимает к себе спящего младенца, своим обликом напоминает мадонну.

3. Творческая практическая деятельность–На мольбертах листы А-4 с силуэтами поясного портрета . Задание –

«Дорисуй портрет», создай женский образ сумей передать характер, эмоции.. Задание поможет понять как менялось время, костюм ,мода ,история , но характер ,выражение женских лиц остается прекрасным навсегда независимо от времени и истории Задание выполняют под музыку «Романс» Г. Свиридова

4. Итоги урока .Рефлексия. Рассмотрим работы на мольбертах ,что у нас получилось ,такие разные образы . Беседа в форме «вопрос -ответ». Выставка работ учащихся.

Слайд19.Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранили непреходящие вечные достоинства : материнство ,нежность, красоту. На фоне музыки «Романс» Г. Свиридова. Можно закончить урок песней ансамбль (слова и музыка А.Макаревича «Три сестры»)

Примечание: творческое задание можно изменить предложить собрать пазлы из картин например (собрать картины из фрагментов название ,художник) Кустодиев «Купчиха»,Малевич «Цветочница»,Брюллов «Итальянский полдень», Венецианов «Жница»,Серов «Девушка с персиками» и др.

Романс играет и поет учитель музыки. .

 

Литература.

1.Изобразительное искусство- 6 класс Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека» 2.Журнал «Искусство в школе».1.2006. Литературно-музыкальная композиция.

 

×
×