Автор: Петрасюк Евгения Анатольевна
Введение.
Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Цель: Использование ЭОР на уроках математики с целью повышения мотивации учащихся, подготовки к ОГЭ, и ЕГЭ, повышения качества образования, а также развитие самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников;
- Формирование математической грамотности обучающихся;
- Развитие творческой личности
Актуальность: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Новизна: Использование ЭОР на уроках — это одно из условий современной модели обучения с переходом на новые стандарты второго поколения.
Гипотеза: Предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа (ЭОР) формирует информационно-коммуникативную компетентность школьников, повышает мотивацию к учению в целом и к математике в частности, качество образования, развивает творческую личность.
Методы исследования:
- Изучение соответствующей литературы, изучение ЭОР;
- Формирование умения работать с электронно-образовательными ресурсами.
Планируемый результат:
- Повысить качество образования;
- Создать собственные мультимедийные презентации по курсу 5-9 классы
- Начать формировать медиатеку по предметам.
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР.
Проработав много лет учителем математики, пришла к выводу, что на современном этапе обучения применение электронных образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание и интерес, сосредоточенность на предмете, свободное оперирование знаниями, самостоятельность. Благодаря национальному проекту «Образования» наша школа оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы.
На плечи учителей математики лежит сложная и трудная задача – повышение мотивации к изучению предмета, так как математика – одна из главных дисциплин .
На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники, с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в процессе обучения.
ЭОР как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению.
Во-первых, создание и ведение различной документации (тематическое планирование, отчеты, конспекты уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.).
Во-вторых, учитель может создать и размножить необходимый дидактический материал. Отдельно хочется упомянуть о создание интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить обучающихся, определить пробелы в их знаниях. Например, на уроках математики я применяю «Интерактивные способы опроса» учащихся.
В-третьих, у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого обучающегося есть компьютер.
Одной из самых распространенных возможностей подачи материала является применение презентаций, созданных в среде PowerPoint. Презентация может быть использована на протяжении всего урока или на отдельных его этапах. В качестве примера, приведу урок математики в 6 классе по введению темы « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Хочется отметить, что для учителя математики возможность вставлять в презентацию любые объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и др.) делает урок особенно привлекательным, а материал более запоминающимся.
С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Так, на уроках математики мы играем, например, в «Крестики-нолики» и в «Морской бой».
Так же, можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например, «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия» облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы. Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.
Согласно новой Концепции математического образования в России, утвержденной распоряжением Правительства РФ №2506-р 24 декабря 2013 года, задача школьных учителей – не только раскрывать способности одаренных подростков, но и увлечь математикой тех учеников, кто не собирается продолжать изучение математики в вузе.
В последнее время в школах наряду со старыми, давно зарекомендовавшими себя учебниками, используются новые учебники математики, полностью отвечающие требованиям ФГОС, новые электронные формы этих учебников (ЭФУ).
К тому же, у учителей есть возможность использовать готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:
- Электронные образовательные ресурсы;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Федеральный банк ЭОР;
- Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;
- Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.
В-четвертых, использование ЭОР сети Интернет открывает широкие возможности для личностного роста учителя:
- поиск разнообразной информации;
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, конференциях;
- общение с широким кругом коллег, консультирование по различным вопросам и распространение своего опыта.
Прошла дистанционные курсы по математике-36ч, инклюзивное обучение-30 ч, по классному руководству-60 ч, по ИКТ -36 ч. имею сертификаты подтверждающие курсы. Участвую в дистанционных олимпиадах с ребятами: Интеллект-экспресс, Альбус, Снейл и т.д. Активно принимаю участие в веб-бинарах издательства « Просвещение» и Дрофа-Вентана, подтверждено сертификатами. В конкурсах по ФГОС и т. д.
Заключение: хочу выделить ряд достоинств и недостатков использования ЭОР в
образовательном процессе.
Достоинства использования ЭОР в образовательном процессе:
- экономит время урока;
- способствует наглядности образовательного процесса;
- позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- повышает мотивацию к обучению и интерес к предмету;
- повышает вес самостоятельной работы учащихся;
- увеличивает осознанность усвоения знаний;
- увеличивает объем работы, выполненной на уроке;
- повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
- позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
- позволяет осуществлять обучение дистанционно.
Одним из главных недостатков использование ЭОР в образовательном процессе является не заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя. Отсюда возникает ряд проблем:
- снижается роль устной и письменной речи;
- появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
- при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем учащихся (например, ухудшается зрение);
- многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).
В заключении хочу рекомендовать алгоритм поиска ЭОР:
1. Определитесь с темой урока. Конкретизируйте тему урока.
2. Сформулируйте цели урока (предметные, метапредметные, личностные).
3. Выберите форму проведения урока (урок-лекция, урок-беседа, урок-объяснение, урок-демонстрация, урок-исследование и т.д.).
4. Выберите форму взаимодействия обучающихся с ЭОР.
5. Разработайте технологическую карту урока.
6. Сформулируйте задания для учащихся на данном уроке.
7. Определите наиболее сложные вопросы для усвоения обучающимися.
8. Спрогнозируйте возможные ошибки и затруднения обучающихся.
9. Просмотрите коллекцию http://www.fcior.edu.ru и отберите ресурсы, которые позволят решить выделенные проблемные вопросы.
Для этого:
· Выберите предмет
· Выберите класс
· Выберите тип модуля (информационный, практический, контрольный)
· В поисковой строке напишите ключевые слова по теме урока.
· Прочитайте аннотацию к найденным ЭОРам.
· Просмотрите электронный учебный модуль (ЭУМ).
· Загрузите модуль на свой компьютер, или создайте гиперссылку на соответствующий ресурс (если содержание модуля позволяет решить поставленную проблему).
10. Просмотрите коллекцию http://www.school-collection.edu.ru и отберите ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока. Для этого:
· Выберите предмет
· Выберите класс
· В поисковой строке напишите ключевые слова по теме урока.
· Прочитайте аннотацию к найденным ЭОРам.
· Просмотрите электронный учебный модуль (ЭУМ).
· Загрузите модуль на свой компьютер, или создайте гиперссылку на соответствующий ресурс (если содержание модуля позволяет решить поставленную проблему).
11. Продумайте целесообразность и последовательность использования ЭОР на данном уроке.
12. Продумайте, какое время может быть отведено на выполнение этапов урока.
Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел»
Класс: 6
ПЕТРАСЮК Е.А., учитель математики
МОБУ СОШ с. Наумовка
Образовательная цель: отработка и углубление умений и навыков в сравнении, сложении и вычитании чисел с разными знаками путём применения разнообразных форм упражнений
Развивающая цель: развитие умений проводить сравнения, анализ, обобщения; развитие математической речи.
Воспитательная цель: развитие у учащихся вкуса к творческой и активной деятельности, чувства взаимопомощи, взаимоконтроля и оценки своей работы и работы одноклассников..
Оснащение урока
— компьютер; Раздаточный материал:
— интерактивная доска; — карточки для самостоятельной работы
— мультимедийный проектор; — Презентация-физминутка
— презентация «Ох, уж эти дроби!»
— стихи на сложение, вычитание чисел
I. Организационный момент. (1 мин.)
Сообщение учителем темы и целей урока.
Положительные и отрицательные числа. А как часто мы встречаем их в жизни?
Послушайте мои примеры.
Высота горы Эльбрус 5642 м , а глубина озера Байкал 1620 м.
Как можно выразить данные с помощью положительных и отрицательных чисел ?
Город Астрахань находится на 25 м ниже уровня моря, а город Курск на 268 м выше уровня моря.
В Москве была зафиксирована максимальная температура 36,80С и минимальная 42,20С
Из истории аномальных ситуаций: В 2006 году в Москве была зафиксирована температура 70 тепла, а на Камчатке 330 холода.
Значит, в нашей жизни не обойтись без положительных и отрицательных чисел и мы должны уметь выполнять различные математические действия, а для этого надо знать правила и уметь их применять. Давайте повторим их/
— Правило сложения отрицательных чисел.
— Правило сложения чисел с разными знаками.
— Что означает вычитание отрицательных чисел?
II. Устная работа. (Используется интерактивная доска с заранее приготовленными
заданиями).
Затем выполняется устная работа по заданиям на интерактивной доске:
(3 мин.)
Учащиеся считают, а учитель записывает на доске их ответы.
III/ Письменная работа
2. На доске демонстрируется следующее задание. Работа аналогична первому заданию.
(2 мин.)
3. Следующее задание с использованием интерактивной доски: (3 мин.)
А теперь сравним числа если они заданы в следующем виде:
Вывод: положительное число отрицательное
Ответ:
-12,5 -6 -1,5 -1 0 0,4 0,5 5,5 9
А теперь задание на внимательность. И применение правил при решении примеров с целыми числами.
IV.Выход ИД и физминутка интерактивная
V. Письменная работа
(8 мин.)
– 2,3 + X = 5,6
- 7,9 – X = — 4,3
- X + 12 = 7,5
- X – 9 = — 11
VI. Устные упражнения
(6 мин.)
VII. Устная работа.
VIII. Самостоятельная работа по карточкам
(8 мин.)
Замечание. Максимальная оценка, которую может получить ученик, выполнивший только задания на первой карточке – «4». Если ученик успевает выполнить задания на второй карточке, то он может получить оценку «5».
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок
(4 мин.)
Учитель:
Итак, мы изучили и закрепили тему «Сложение чисел с разными знаками и сложение отрицательных чисел». Чтобы вы ещё лучше запомнили правила, я прочитаю вам про них стихи.
X. Домашнее задание Сочинить небольшую сказку о числах с разными знаками.
XI. Резервные задания
1. Придумайте всевозможные примеры на сложение и вычитание чисел только из 7 и 4.
7 + 4 = 11; — 7 + 4 = -3;
7 – 4 =3; — 7 + (-4) = -11;
7 + (-4) = 3; -7 – 4 =-11;
7 – (-4) =11; -7 – (-4) =-3.
Ответы:
2. Предлагается учащимся записать в тетрадь задание:
& Представьте число -12,5 в виде суммы двух чисел.
Например: -12,5 = -12 + (-0,5); -12,5 = -13 + 0,5
& Представьте число -5 в виде разности двух чисел.
Например: -5 = -6 – (-1); -5 = -7 – (-2); и т.д.
3. Прочитать по учебнику историческую справку на стр.190. Объяснить, как перевести на современный математический язык данные утверждения.
«Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские учёные ещё до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а отрицательныечисла как «долги».
Вот как индийский математик Брахмагупта (VIIв.) излагал правила сложения и вычитания:
«Сумма двух имуществ есть имущество»,
«Сумма двух долгов есть долг»,
«Сумма имущества и долга равна их разности» и т.д.
Попробуйте перевести эти древнеиндийские правила на современный язык»