Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Автор: Петрасюк Евгения Анатольевна

 

Введение.

Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Цель: Использование ЭОР на уроках математики с целью повышения мотивации учащихся, подготовки к ОГЭ, и ЕГЭ, повышения качества образования, а также развитие самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников;
  • Формирование математической грамотности обучающихся;
  • Развитие творческой личности

Актуальность: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Новизна: Использование ЭОР на уроках — это одно из условий современной модели обучения с переходом на новые стандарты второго поколения.

Гипотеза: Предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа (ЭОР) формирует информационно-коммуникативную компетентность школьников, повышает мотивацию к учению в целом и к математике в частности, качество образования, развивает творческую личность.

Методы исследования:

  • Изучение соответствующей литературы, изучение ЭОР;
  • Формирование умения работать с электронно-образовательными ресурсами.

Планируемый результат:

  • Повысить качество образования;
  • Создать собственные мультимедийные презентации по курсу 5-9 классы
  • Начать формировать медиатеку по предметам.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

      В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР.

    Проработав много  лет учителем математики, пришла к выводу, что на современном этапе обучения применение электронных образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание и интерес, сосредоточенность на предмете, свободное оперирование знаниями, самостоятельность. Благодаря национальному проекту «Образования» наша школа оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы.

На плечи учителей математики лежит сложная и трудная задача – повышение мотивации к изучению предмета, так как математика – одна из главных дисциплин .
На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники, с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в процессе обучения.

ЭОР как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению.

Во-первых, создание и ведение различной документации (тематическое планирование, отчеты, конспекты уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.).

Во-вторых, учитель может создать и размножить необходимый дидактический материал. Отдельно хочется упомянуть о создание интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить обучающихся, определить пробелы в их знаниях. Например, на уроках математики я применяю «Интерактивные способы опроса» учащихся.

В-третьих, у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого обучающегося есть компьютер.

Одной из самых распространенных возможностей подачи материала является применение презентаций, созданных в среде PowerPoint. Презентация может быть использована на протяжении всего урока или на отдельных его этапах. В качестве примера, приведу урок математики в 6 классе по введению темы « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Хочется отметить, что для учителя математики возможность вставлять в презентацию любые объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и др.) делает урок особенно привлекательным, а материал более запоминающимся.

С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность  проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Так, на уроках математики мы играем, например, в «Крестики-нолики» и в «Морской бой».

Так же,  можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например,  «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия»  облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы.  Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.

Согласно новой Концепции математического образования в России, утвержденной распоряжением Правительства РФ №2506-р 24 декабря 2013 года, задача школьных учителей – не только раскрывать способности одаренных подростков, но и увлечь математикой тех учеников, кто не собирается продолжать изучение математики в вузе. 
В последнее время в школах наряду со старыми, давно зарекомендовавшими себя учебниками, используются новые учебники математики, полностью отвечающие требованиям ФГОС, новые электронные формы этих учебников (ЭФУ).

 



К тому же, у учителей есть возможность использовать готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:

  • Электронные образовательные ресурсы;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  • Федеральный банк ЭОР;
  • Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;
  • Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.

В-четвертых, использование ЭОР сети  Интернет открывает широкие возможности для личностного роста учителя:

  • поиск разнообразной информации;
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, конференциях;
  • общение с широким кругом коллег, консультирование по различным вопросам и распространение своего опыта.

Прошла дистанционные курсы по математике-36ч, инклюзивное обучение-30 ч, по классному руководству-60 ч, по ИКТ -36 ч. имею сертификаты подтверждающие курсы. Участвую в дистанционных олимпиадах с ребятами: Интеллект-экспресс, Альбус, Снейл и т.д. Активно принимаю участие в веб-бинарах издательства « Просвещение» и Дрофа-Вентана, подтверждено сертификатами. В конкурсах по ФГОС и т. д.

Заключение: хочу выделить ряд достоинств и недостатков использования ЭОР в

образовательном процессе.

Достоинства использования ЭОР в образовательном процессе:

  • экономит время урока;
  • способствует наглядности образовательного процесса;
  • позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • повышает мотивацию к обучению и интерес к предмету;
  • повышает вес самостоятельной работы учащихся;
  • увеличивает осознанность усвоения знаний;
  • увеличивает объем работы, выполненной на уроке;
  • повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
  • позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
  • позволяет осуществлять обучение дистанционно.

Одним из главных недостатков использование ЭОР в образовательном процессе является не заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя. Отсюда возникает ряд проблем:

  • снижается роль устной и письменной речи;
  • появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
  • при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем учащихся (например, ухудшается зрение);
  • многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).

В заключении хочу рекомендовать алгоритм поиска ЭОР:

1. Определитесь с темой урока. Конкретизируйте тему урока.

2. Сформулируйте цели урока (предметные, метапредметные, личностные).

3. Выберите форму проведения урока (урок-лекция, урок-беседа, урок-объяснение, урок-демонстрация, урок-исследование и т.д.).

4. Выберите форму взаимодействия обучающихся с ЭОР.

5. Разработайте технологическую карту урока.

6. Сформулируйте задания для учащихся на данном уроке.

7. Определите наиболее сложные вопросы для усвоения обучающимися.

8. Спрогнозируйте возможные ошибки и затруднения обучающихся.

9. Просмотрите коллекцию http://www.fcior.edu.ru и отберите ресурсы, которые позволят решить выделенные проблемные вопросы.

Для этого:

· Выберите предмет

· Выберите класс

· Выберите тип модуля (информационный, практический, контрольный)

· В поисковой строке напишите ключевые слова по теме урока.

· Прочитайте аннотацию к найденным ЭОРам.

· Просмотрите электронный учебный модуль (ЭУМ).

· Загрузите модуль на свой компьютер, или создайте гиперссылку на соответствующий ресурс (если содержание модуля позволяет решить поставленную проблему).

10. Просмотрите коллекцию http://www.school-collection.edu.ru и отберите ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока. Для этого:

· Выберите предмет

· Выберите класс

· В поисковой строке напишите ключевые слова по теме урока.

· Прочитайте аннотацию к найденным ЭОРам.

· Просмотрите электронный учебный модуль (ЭУМ).

· Загрузите модуль на свой компьютер, или создайте гиперссылку на соответствующий ресурс (если содержание модуля позволяет решить поставленную проблему).

11. Продумайте целесообразность и последовательность использования ЭОР на данном уроке.

12. Продумайте, какое время может быть отведено на выполнение этапов урока.

 





 

Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел»

Класс: 6

ПЕТРАСЮК Е.А., учитель математики

МОБУ СОШ с. Наумовка

Образовательная цель: отработка и углубление умений и навыков в сравнении, сложении и вычитании чисел с разными знаками путём применения разнообразных форм упражнений

Развивающая цель: развитие умений проводить сравнения, анализ, обобщения; развитие математической речи.



Воспитательная цель: развитие у учащихся вкуса к творческой и активной деятельности, чувства взаимопомощи, взаимоконтроля и оценки своей работы и работы одноклассников..



Оснащение урока

— компьютер; Раздаточный материал:

— интерактивная доска; — карточки для самостоятельной работы

— мультимедийный проектор; — Презентация-физминутка

— презентация «Ох, уж эти дроби!»

— стихи на сложение, вычитание чисел



I. Организационный момент. (1 мин.)

Сообщение учителем темы и целей урока.

Положительные и отрицательные числа. А как часто мы встречаем их в жизни?

Послушайте мои примеры.



Высота горы Эльбрус 5642 м , а глубина озера Байкал 1620 м.

Как можно выразить данные с помощью положительных и отрицательных чисел ?

Город Астрахань находится на 25 м ниже уровня моря, а город Курск на 268 м выше уровня моря.

В Москве была зафиксирована максимальная температура 36,80С и минимальная 42,20С

Из истории аномальных ситуаций: В 2006 году в Москве была зафиксирована температура 70 тепла, а на Камчатке 330 холода.



Значит, в нашей жизни не обойтись без положительных и отрицательных чисел и мы должны уметь выполнять различные математические действия, а для этого надо знать правила и уметь их применять. Давайте повторим их/

— Правило сложения отрицательных чисел.

— Правило сложения чисел с разными знаками.

— Что означает вычитание отрицательных чисел?

II. Устная работа. (Используется интерактивная доска с заранее приготовленными

заданиями).

Затем выполняется устная работа по заданиям на интерактивной доске:

(3 мин.)













Учащиеся считают, а учитель записывает на доске их ответы.

III/ Письменная работа



2. На доске демонстрируется следующее задание. Работа аналогична первому заданию.

(2 мин.)











3. Следующее задание с использованием интерактивной доски: (3 мин.)

А теперь сравним числа если они заданы в следующем виде:





















Вывод: положительное число отрицательное





Ответ:

-12,5 -6 -1,5 -1 0 0,4 0,5 5,5 9

А теперь задание на внимательность. И применение правил при решении примеров с целыми числами.













IV.Выход ИД и физминутка интерактивная

V. Письменная работа

(8 мин.)

– 2,3 + X = 5,6

  1. 7,9 – X = — 4,3
  2. X + 12 = 7,5
  3. X – 9 = — 11

VI. Устные упражнения

(6 мин.)























VII. Устная работа.



 

VIII. Самостоятельная работа по карточкам

(8 мин.)

Замечание. Максимальная оценка, которую может получить ученик, выполнивший только задания на первой карточке – «4». Если ученик успевает выполнить задания на второй карточке, то он может получить оценку «5».

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок

(4 мин.)

Учитель:

Итак, мы изучили и закрепили тему «Сложение чисел с разными знаками и сложение отрицательных чисел». Чтобы вы ещё лучше запомнили правила, я прочитаю вам про них стихи.

X. Домашнее задание Сочинить небольшую сказку о числах с разными знаками.

XI. Резервные задания



1. Придумайте всевозможные примеры на сложение и вычитание чисел только из 7 и 4.

7 + 4 = 11; — 7 + 4 = -3;

7 – 4 =3; — 7 + (-4) = -11;

7 + (-4) = 3; -7 – 4 =-11;

7 – (-4) =11; -7 – (-4) =-3.


Ответы:


2. Предлагается учащимся записать в тетрадь задание:



& Представьте число -12,5 в виде суммы двух чисел.



Например: -12,5 = -12 + (-0,5); -12,5 = -13 + 0,5

& Представьте число -5 в виде разности двух чисел.

Например: -5 = -6 – (-1); -5 = -7 – (-2); и т.д.

3. Прочитать по учебнику историческую справку на стр.190. Объяснить, как перевести на современный математический язык данные утверждения.

«Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские учёные ещё до нашей эры.

Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а отрицательныечисла как «долги».

Вот как индийский математик Брахмагупта (VIIв.) излагал правила сложения и вычитания:

«Сумма двух имуществ есть имущество»,

«Сумма двух долгов есть долг»,

«Сумма имущества и долга равна их разности» и т.д.

Попробуйте перевести эти древнеиндийские правила на современный язык»

 

×
×