«Трудовое воспитание детей в рамках реализации программы «Живая школа» в сотрудничестве с родителями».

Автор: Ольга Николаевна Котовская

 

«Трудовое воспитание детей в рамках реализации

 программы «Живая школа»

в сотрудничестве с родителями».

Подготовил воспитатель:

Котовская О.Н.

ЯНАО., город Ноябрьск. 

«Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим».

 В.А. Сухомлинский

   «Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях», — отрывок из воспоминаний простого деревенского мальчишки-крестьянина Федора Бобкова.

       Каждый из нас, слушая этот отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.

      Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.

      Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить, ничего не делая.

     Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости.

      Трудолюбие —  это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка трудолюбивым. У многих детей в семье даже есть разные поручения.

Например:

·         Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

·         Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.

·         Заботиться о младшем брате или сестре.

·         Мыть   посуду.

·         Следить за чистотой обуви.

·         Выносить мусор.

·         Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

·         Гулять с собакой, кошкой.

·         Самостоятельно ходить в магазин (за хлебом, молоком и т.д.).

·         Ухаживать за растениями.

·         Помогать в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)

·         Накрывать на стол и убирать со стола.

·         Убирать свою постель.

·         Выполнять посильную работу на приусадебном участке.

А вот об этом хотелось бы поговорить подробно и даже поделиться своим опытом.

Этот вид труда актуален больше для жителей сельской местности.  Мы с вами живем в городе. И не просто в городе, а в районе крайнего севера.

В нашем городе есть Центр духовно – нравственного воспитания, в котором имеется мини – ферма, контактный зоопарк и теплица.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы знаем, как полезно для таких детей общение с животными. В своей практике мы используем элементы зоотерапии.

Как показывает вековой опыт, природный объект при взаимодействии с человеком может обеспечивать преобразование жизненных отношений к миру. Очевидно, что среди всех природных объектов любимое животное (или животное вообще) в наибольшей степени открывается ребенку как субъект и, соответственно, именно оно может являться для него «значимым».

В ситуации взаимодействия с любимым животным происходят качественные преобразования восприятия личностью объектов мира, (а тем более ребенком, чей внутренний мир более тонок и восприимчив к окружающему), гармонизируется образ мира: извечная противопоставленность, отчужденность человека и остального мира разрушается и позитивно изменяется.

             Взаимодействие человека с природными объектами может принимать характер общения. При этом природный объект, выступая как «иллюзорный партнёр общения», может способствовать личностному развитию человека. Общение с животным помогает преодолевать чувство одиночества и депрессию, даёт возможность почувствовать себя нужным и любимым, способствует преодолению замкнутости и повышению активности в социальных контактах.

       Реализуя программу «Живая школа», мы вместе с детьми и родителями посещаем мини – ферму.

       В ходе совместных занятий, дети познакомились с профессией «фермер» и «ветеринар». Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

      Ребята и родители с удовольствием помогают работникам фермы в уходе и кормлении животных. После каждого занятия, дети и родители полны энергии, у детей поднимается самооценка. «Как здорово, что ты кому — то нужен, от тебя есть польза!». Животные тоже привыкли к своим «друзьям» и ждут их с нетерпеньем. Очень ждет ребят лошадь Барыня, ведь ребятишки всегда приносят ей гостинцы, а получив их, животное обязательно «покажет им концерт». Разве не положительные эмоции для детей с нарушениями речи?

       Посещая теплицу, дети не только знакомятся с профессией «агроном», но и с удовольствием высаживают рассаду, пропалывают грядки. Принимая участие в городском конкурсе «Цветочная рапсодия» по высаживанию клумб, все участники видят результат своего труда.

       С апреля   по август проходит этот конкурс. Как известно в условиях крайнего севера, когда большинство семей уезжают в длительный отпуск, это непросто. Непросто, но возможно. Мы составляем график отпусков и таким образом, «дежурим» все лето. В летний период работы прибавилось. Рассаду необходимо рассадить, а потом высадить на клумбу, поливать, рыхлить землю.

       Все это с удовольствием выполняют не только дети, но и родители. В августе вы видим прекрасный результат!

       В своей работе мы используем разные способы стимулирования к труду: поощрение, одобрение, благодарность.

      «Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит». М. Горький.

       Приветствуется в труде метод соревнования. Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

       Иногда мы организовываем соревнования между детьми и родителями. Например, кто больше соберет картошки. Это уже про осенний урожай. После сбора картофеля обязательно отдых у костра. Ведь самая вкусная картошка – это картошка, запеченная в костре.

       Но не забываем и о том, что труд для детей обязательно должен быть посильным! Трудиться дети должны с удовольствием!

       В начале реализации программы у нас тоже были трудности в организации, так называемых, «походах» в Центр духовно – нравственного воспитания. Есть родители легкие на подъем, которые с первых дней наших трудовых будней, присоединились к нам. Есть и такие, к сожалению, кто не пришел ни разу. К счастью, такая семья у нас только одна.

      Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

      В ходе реализации программы, мы не только трудились, но и проводили разные мастер – классы:

Лепка из соленного теста;

— «Мастерская у Зимушки – зимы»;

— «Напиши письмо Деду Морозу»;

— «В гостях у Северной Снегурочки» и др.

       Все эти мероприятия проходили на территории Центра духовно – нравственного воспитания в выходные дни. Таким образом к нам присоединялось все больше семей наших воспитанников.

       Набирая новых ребят, мы совершенствуем нашу работу, учитывая неточности. Очень надеемся, что в следующем учебном году, она станет более совершенной.

«Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко: «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев? «Вы опоздали ровно на 9 месяцев!» — ответил Макаренко»

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

 Литература:

·         А. С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984.

·         Л. А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.

·         Пашков А.Г. Труд как средство воспитания//Педагогика, 1992, № 7-8.

·         Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.

·         Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1985.

 

×
×