8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Особенности развития творческих способностей младших школьников посредством изобразительного искусства

Автор: Карповская Алина Андреевна

 

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является литература и искусство: музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Хочется снова вспомнить слова А.А. Блока – тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть – это вещи разные и редко совпадающие. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» [1]. Действительно, влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и созидать в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Определение детского творчества одной из первых дала Е.П. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [2]. Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, то есть умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала [2].

Творчество младшего школьника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения школьника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий, главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам.

Изобразительное искусство как предмет образовательной системы не ограничивается практической направленностью. Разностороннее развитие личности школьников осуществляется в ходе их общения с природой, предметами окружающей среды, произведениями искусства; в процессе знакомства с историей развития искусства его видов, жанров, стилей, направлений, течений, жизнью и творческим наследием великих творцов, историями создания шедевров и др. Знакомство со способами изображения окружающего мира и отражения своего отношения к нему развивает у обучающихся важнейшие качества: усидчивость, наблюдательность, внимательность, эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

Во время работы в школе удалось выяснить, что в младшем школьном возрасте осуществляется переход от игры к систематическому, социально организованному обучению, однако игра продолжает играть важную роль в психическом развитии детей. Организация творческого процесса в форме игры повышает его результативность, а художественное творчество развивает выносливость и упорство, необходимые для осуществления учебной деятельности, требующей напряжения и длительной сосредоточенности.

Для младших школьников характерна эмоциональность, впечатлительность, а на занятиях художественно – творческой деятельностью младшие школьники как раз имеют возможность выражать собственные эмоции. Сравнение школьниками результатов своей деятельности с образцом и работами одноклассников способствует развитию у них объективной самооценки. В коллективной художественно – творческой деятельности формируются и развиваются коммуникативные навыки.

В начале XXI века существуют различные модели дистанционного обучения. Дистанционное обучение изобразительному искусству имеет свои особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельное освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность учащихся. Постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства предполагает не только знакомство с произведениями и их авторами, но и собственно художественную деятельность.

Уровни практических умений и навыков в области рисования можно выявить с помощью специальных тестов и заданий. При дистанционном обучении первостепенным из них должны быть тесты на выявление пространственных представлений. Диагностика пространственных представлений при дистанционном обучении изобразительному искусству проводится при помощи различных средств и материалов: в компьютерных программах, созданных для рисования, на альбомном листе и др.

Руководство практической художественной деятельностью детей на расстоянии предполагает введение и использование заданий, направленных на развитие и формирование пространственных представлений. Развитые пространственные представления у младших школьников и использование соответствующей терминологии педагогом значительно упрощают руководство процессом рисования в дистанционной форме обучения. К особенностям развития творческих способностей младших школьников посредством изобразительного искусства в школе мы относим:

¾   введение в содержание урока чтения стихов и рассказов, театральных сценок, музыкальных фрагментов. С помощью стихов на уроках изобразительного искусства дети учились передавать настроение в творческой работе. Практика показывает, что школьники младших классов любят сочинять сказки и их иллюстрировать. Музыка – еще одно средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать, поэтому на уроках рисования мной были использованы музыкальные фрагменты;

¾   введение в содержание урока разговора учителя о красивых и некрасивых поступках людей, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, что способствует формированию внутреннего мира ребенка.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства реализуется в процессе цветовосприятия различными методами и приемами:

¾   Словесные: беседа, рассказ.

¾   Наглядные: демонстрация, показ, иллюстрация.

¾   Практические: опыт, практическая работа детей.

Основные этапы формирования цветовосприятия:

¾   Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет моря, неба, снега, лица и т. д.) с помощью определения причин изменчивости цвета;

¾   Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках;

¾   Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного цветового выразительного цветового языка.

Таким образом, изобразительное искусство наряду с другими учебными предметами – литературой и музыкой – вооружает младших школьников знаниями основ художественной культуры, вырабатывает у них активную жизненную позицию.

Литература/источники

1. Начальная школа плюс до и после. Журнал. – М., 2014.

2. Начальная школа. Журнал. – М., 2015.

×
×