Наставничество- как одна из эффективных форм становления профессиональных компетенций молодого педагога

Автор: Самогаева Марина Васильевна

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Мы поставили перед собой цель — способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества.

 Наставничество в дошкольном учреждении — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.

Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.  Если вовремя не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и личностной. Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;

– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;

– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;

– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

В основе наставничества  лежит взаимодействие, ценностноориентированная мотивация обоих сторон: как педагога-наставника  так  и молодого специалиста,  их  взаимный интерес. Молодой специалист получает практические знания и бесценный опыт, а наставник — новый, свежий взгляд на профессию, креативные идеи, практику ИКТ.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;

– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника и молодого специалиста. Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

2. Доброжелательность и взаимное уважение. Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

3. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного. Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников и индивидуальным.

В нашем ОУ мы используем такую форму работы коллективного наставничества —  как проектная группа. В состав группы входят педагоги с высшей категорией и большим стажем работы. Проектная группа начала свою работу в 2021 году. Опытные педагоги помогают молодым специалистам  при подготовке к занятиям, открытым мероприятиям, утренникам, участию в конкурсах  и просто при появлении трудностей в повседневной работе. Члены проектной группы оказывают помощь не только молодым специалистам, но и всем педагогам ДОУ кому это необходимо.

В опыте работы нашего учреждения так же используется индивидуальная форма наставничества.

Мы сформировали несколько пар наставник-молодой педагог. Цель наставника заинтересовать молодого специалиста и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности.

На первом этапе — знакомство,  необходимо выяснить , какие трудности испытывает  педагог. С этой целью мы провели анкетирование молодых специалистов. Затем оформили «Согласие» на совместную работу. Методист совместно с наставником разработали план работы по наставничеству.

Педагогу  предлагают  примерные темы по самообразованию, проводят  консультацию, как спланировать работу над методической темой. Оказывают  помощь в составлении календарно-тематического плана. Необходимо посещение  педагога на его рабочем месте, анализируя его деятельность,  помощь в подборе литературы и ресурсов интернета.

Второй этап, реализационный, включает в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений. Мы используем разнообразные формы и методы работы с молодым специалистом, способствующие повышению его профессиональной компетенции:

– обучение на рабочем месте;

– участие в работе методических объединений (ДОУ, города);

– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

– обучение на курсах повышения квалификации;

– открытые занятия коллег;

– решение и анализ педагогических ситуаций;

– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.

–  демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,

–  участие в конкурсах педагогического мастерства,

–  совместные игровые и проектные формы обучения.

Молодые педагоги посещают педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», накапливают материал для составления «Портфолио». 

На третьем этапе проводится  самоанализ и рефлексия деятельности наставника за прошедший год. Педагог-наставник  контролирующий работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Он  анализирует результаты проделанной работы. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе. Итоги работы   представляются на педагогическом совете.

Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

Таким образом, использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

 

 

 

 

 

×
×