Психолого-педагогические условия профилактики деформации личности педагога

Автор: Лукина Ирина Владимировна

УДК 37.012.85

Лукина Ирина Владимировна,

студент,

Институт психологии и педагогики,

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

РФ, г. Тюмень,

воспитатель МАДОУ детский сад №186 г. Тюмени

 

Психолого-педагогические условия профилактики  деформации личности педагога

Аннотация. В статье определены организационные условия (реализация направлений превентивной деятельности, обусловливающей развитие умений педагога противостоять негативным стрессовым факторам в профессии и минимизировать их; использование гуманитарных технологий, обеспечивающих совместное участие коллег в анализе и решении профессиональных проблем; обогащение среды общеобразовательной организации конструктами профессиональной успешности педагога), определяющие результативность функционирования процессной модели организации профилактики профессиональной деформации педагога.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деформация педагога, профилактика профессиональной деформации педагога, программа минимизации профессиональной деформации педагогов.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянно обновляющиеся социокультурные условия современного общества, масштабность задач модернизации системы образования (изменения содержания, условий, парадигмы обучения), интенсивность преобразования сложившихся традиционных методов и приемов преподавания, форм взаимодействия в общеобразовательных организациях, с одной стороны, носят в целом позитивную направленность, с другой стороны, отражают высокую стресс-факторность и сложность осуществления педагогической деятельности в условиях увеличения информационной, интеллектуальной нагрузки и перенапряжения, роста повышенных требований к качеству ее осуществления и, как следствие, возникновение профессиональной деформации педагога.

Несмотря на многочисленные исследования в данном направлении, проблема организации профилактики профессиональной деформации педагога ДОУ в настоящее время остается недостаточно изученной.

Растущие образовательные запросы родителей, увеличение количества детей в группах, недостаточность квалифицированных кадров, при существенном изменении системы дошкольного образования   свидетельствует о появлении условий эмоционального и физического напряжения педагога, что в конечном итоге влияет на его взаимоотношения с окружающими и на здоровье самого педагога.

В.В. Ширяева утверждает «анализ практики показывает, что педагоги не знакомы с понятием «профессиональная деформация», не знают мер её профилактики» [Ширяева, с. 22].

Проведенное исследование О.А. Гладышевой демонстрирует, что 52% испытуемых показывают средний уровень профессиональной деформации и только 10% демонстрируют низкий уровень, при этом 38% — высокий уровень.

По данным проведенного исследования в 2021 году педагогов г. Иркутска, которое проводилось взаимосвязи от стажа работы педагогов ДОУ, указывает, что педагоги со стажем работы от 15 лет и выше более подвержены профессиональной деформации, так в экспериментальной группе у 20% педагогов выявлен высокий уровень, при этом в контрольной группе – 25%. В тоже время у педагогов со стажем работы от 0 и до 5 лет высокий уровень зафиксирован у 15% в экспериментальной группе и у 10% в контрольной группе.

В ходе теоретического анализа актуализировалась необходимость обоснования организационных условий, предполагающих достижение продуктивности функционирования процессной модели организации профилактики профессиональной деформации педагога.

Для оптимальной реализации выделенных условий процессной модели организации профилактики профессиональной деформации педагога были определены затруднения педагогов и стресс-факторы в их профессиональной деятельности на основе метода свободного самоописания, проведенного теоретического анализа, собственного опыта автора.

Первое организационное условие – реализация направлений деятельности, обусловливающей развитие умений педагога противостоять негативным стрессовым факторам в профессии и минимизировать их – осуществлялось посредством разработанной внутрифирменной программы по минимизации профессиональной деформации педагога «РОСТ: развитие, обучение, самообразование, творчество» (далее внутрифирменная программа).

Содержание внутрифирменной программы проектировалось с учетом смысловых возможностей педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога, стратегий («ориентирование», «мотивационная стратегия»), тактики «активизация» в рамках функции эмоционально-положительного стимулирования, предъявления норм и ценностей продуктивного общения, разумного ограничения и коррекции проявлений профессиональной деформации.  

Внутрифирменная программа была нацелена на преодоление возникающих у педагогов затруднений в области педагогического труда и профессиональных кризисов, оптимизацию их внутреннего состояния, своевременную коррекцию профессионально-личностного развития, разрешение назревших противоречий и деформационных проявлений (агрессия в отношении участников образовательных отношений, авторитарность, демонстративность, нейротизм, доминантность, нетерпимость и неуважение, социальное лицемерие, обособленность, эмоциональная возбудимость, утрата мировоззренческой целостности, неготовность своевременно разрешать рискогенные ситуации в образовании и собственном внутреннем мире и т.д.).

Программный курс интегрировал четыре раздела.

В первом разделе программы «Рост: развитие» акцентировалось внимание на диагностическом направлении деятельности как целенаправленно-спланированной совокупности действий, нацеленных на распознавание и выявление уровня профессиональной деформации педагогов (невыраженного, пограничного, выраженного), деструктивных поведенческих, эмоциональных и коммуникативных проявлений, определение способов их дальнейшей минимизации.

Во втором разделе программы «Рост: обучение» особое место отводилось психолого-педагогическому направлению деятельности по обучению педагогов эмоциональной и поведенческой устойчивости, достижению уравновешенности в профессии как основы внутреннего благополучия, развитию умений противостоять профессиональным затруднениям, избегать крайностей в эмоциональном реагировании на образовательные стресс-факторы. Фиксировалась необходимость формирования у педагогов готовности к сохранению психологического и физического здоровья, работоспособности в нестандартных, осложненных условиях профессиональной деятельности.

В третьем разделе программы «Рост: самообразование» значимым выступало фасилицирующее направление деятельности, отражающее оказание своевременного содействия в развитии активной жизненной позиции педагогов по осмыслению и переконструированию своей профессиональной биографии в ходе самообразования, саморазвития, самосовершенствования с учетом освоенных и экстериоризированных норм педагогической этики.

В четвертом разделе программы «Рост: творчество» особое место отводилось профессионально-акмеологическому направлению деятельности, предполагающему нацеленность педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога на смыслотворчество в контексте осознания новых приоритетов области профессионального труда, креативного отношения к профессии, гармонизации профессионально-личностного состояния и снятия психологических барьеров, обусловленных предшествующими затруднениями и негативным творческим профессиональным опытом.

Второе организационное условие – использование гуманитарных технологий (обучение с опорой на опыт коллег, обучение на основе жизненного и профессионального опыта, форсайт-технологии), обеспечивающих совместное участие коллег в анализе и решении профессиональных проблем.

При реализации данного условия мы опирались на возможности организации профилактики профессиональной деформации педагога, связанные с осуществлением стратегий («содействие», «коммуникативно-информационная стратегия»), тактики «сотрудничество и партнерство» в рамках функции восполнения профессиональных дефицитов педагога.

Третье организационное условие – обогащение среды общеобразовательной организации конструктами профессиональной успешности педагога (андрагенности, витагенности, акмеологичности), расширяющей представления о себе как об успешном субъекте, путях достижения оптимальных результатов в профессии.

Педагогическое обеспечение в данном случае реализовывалось посредством активно-созидательных возможностей предупреждения профессиональной деформации педагога, связанных со стратегиями («обогащение», «профессионально-компетентная стратегия»), тактикой «жизнетворчество» в логике функции фундирования трудового опыта.

Таким образом, совокупность организационных условий, выделенных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (реализация направлений (диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-акмеологическое) деятельности, обусловливающей развитие умений педагога противостоять негативным стрессовым факторам в профессии и минимизировать их; использование гуманитарных технологий (обучение с опорой на опыт коллег, обучение на основе жизненного и профессионального опыта, форсайт-технологии), обеспечивающих совместное участие коллег в анализе и решении профессиональных проблем; обогащение среды общеобразовательной организации конструктами профессиональной успешности педагога (андрагенности, витагенности, акмеологичности), расширяющей представления о себе как об успешном субъекте, путях достижения оптимальных результатов в профессии), является необходимым и достаточным регулятивом педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога.

Литература

Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. M.: Академия, 2007. – 240 с.

Константинов, В.В. Профессиональная деформация личности: учебное пособие для вузов / В.В. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. –            М.: Издательство Юрайт, 2022. – 186 с.

Муллова, Е.П. Психолого–педагогические условия предупреждения деформации личности педагога / Е.П. Муллова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67–4. – С. 290–292.

Неретина, Т.Г. К вопросу о профилактике профессиональной деформации педагогов / Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. –  Вып. 4 (6). – С. 75–76.

×
×