Автор: Кагарманова Регина Ринатовна
«Формирование патриотических чувств дошкольников
через музыкальную деятельность»
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед ДОУ, является воспитание у дошкольников любви к Родине, природе, родному краю, дому и семье.
Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. У детей несколько изменились представления о патриотизме, доброте, великодушии, изменилось отношение к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Именно патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания.
Воспитание патриотизма на ООД имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».
В образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкальными инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Согласно годовому плану по музыкальному воспитанию в ДОУ хочется выделить именно те праздники, которые относятся именно к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, 11 Октября — Цвети мой, Башкортостан, «Город мой, так хорош», летние праздники, через который детям прививается любовь к своему городу, природе, а также народные праздники и развлечения.
Развивая чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно — прикладного искусства. На музыкальных ООД знакомлю детей с народными музыкальными инструментами. Проводится беседа о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать оркестр из музыкальных инструментов, особенно под народные наигрыши. Также проводится беседа о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение и поэтому называли их народными.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на музыкальных ООД будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных ООД — тема о Родине.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников — сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается использованием разнообразных методов и приемов музыкальной деятельности в формировании патриотических чувств детей дошкольного возраста.