Автор: Татьяна Владимировна Черноглазова
Тема:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами творческого музицирования»
Черноглазова Т.В.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Обоснование темы:
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. В психолого-педагогической и научно-методической литературе рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста определяются своеобразием индивидуальной музыкальной субкультуры ребенка. Эффективность развития музыкального творчества у детей дошкольного возраста обеспечивается в том случае, если:
— учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способностей детей к творчеству;
— происходит обогащение музыкального опыта детей;
— проектируется специальная развивающая среда группы, стимулирующая творчество детей дошкольного возраста.
Краткое описание инновационного продукта:
Творческое музицирование как метод развития творческих способностей основан на принципах и элементах системы К. Орфа, а также разработках Т.Э.Тютюнниковой.
Занятия творческим музицированием носят игровой характер. Педагог планирует общий ход занятия, но при этом имеет ввиду, что в нём должна иметь место самопроизвольная детская игра, прямо ведущая к импровизации.
Педагог использует педагогический материал особого свойства, дающий знание о музыке в устной игровой форме. Педагог создаёт его специально методом образно-игрового моделирования. Смысл действий педагога в процессе моделирования учебного материала образно-игровым способом состоит в том, чтобы выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы.
В педагогических моделях для творческого музицирования педагогические задачи заключены, но спрятаны от детей в образно-ассоциативной форме, поэтому обучающее содержание занятия познаётся ими вначале интуитивно.
На занятиях детям предоставляется право быть музыкантом и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям. Для ребёнка это очень важно — переживать настоящую реальность, в данном случае реальность быть музыкантом. Такое подлинное переживание рождает правильные ощущения от восприятия музыки, интуитивно помогает понять, что общение с ней — это активный внутренний диалог, поиск того, что близко, что заставляет радоваться или волноваться.
Игра определяет сам характер учебного процесса и, что очень важно, особого материала, позволяющего играть. Она содержится в каждом из моментов занятия. Только в таком случае его возможно превратить в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки. Тогда занятия музыкой становятся творческим музицированием.
Для творческого музицирования необходима «насыщенная среда», большое разнообразие музыкальных инструментов. Инструменты должны быть просты в освоении, доступны и вариативны. Ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и внешний вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий шумовыми инструментами, возможность манипуляций, являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Большое значение для творческого развития воспитанников имеет обогащение развивающей предметно-пространственной среды не только общеизвестными инструментами, но и самодельными музыкальными инструментами, поскольку они всегда интересны, нестандартны и необычны. У детей возникает неподдельный интерес к инструменту только при одном его виде.
Каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь целеустремлённо помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая благоприятные условия для всех и каждого.
Дети под руководством педагога учатся творить, используя для этого звуки. Растормаживающий и побуждающий эффект музыкальных инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая лёгкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё — к импровизации.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами и звучащими предметами. Цель этой игры — импровизационное звукоподражание. Достоинства творческого музицирования:
Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
Развитие творческих и музыкальных способностей (слуха, восприятия и др.);
Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
Результаты использования:
Несмотря на то, что творческое музицирование можно назвать обучением, ориентированным на процесс импровизационного общения участников, а не на его результат, который будут высчитывать в процентах. Тем не менее, результаты наблюдения за воспитанниками ДОУ свидетельствуют об успешном творческом развитии, повышении интереса к музыкальной деятельности в целом и музыкальному экспериментированию, в частности, а также повышении творческой активности воспитанников, развитии музыкальных потребностей и обогащении музыкальной субкультуры. Расширении знаний детей о музыке, как звуковом виде искусства.