Работа инструктора — методиста по АФК

Автор: Анастасия Александровна Латыпова

           Понятие лечебной физической культуры (ЛФК) уже давно стало общеупотребительным, и многие до сих пор думают, что ЛФК – это единственный вид физической реабилитации. Но есть и другое понятие, которое гораздо моложе и современнее своего предшественника – АФК.         

        Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у людей с ограниченными возможностями здоровья. Если ЛФК – это метод лечения и средство реабилитации, который  использует методики физического воспитания, то  АФК  – это средство реабилитации и социализации, укрепления здоровья, развития жизнеспособности ребенка, адаптации детей-инвалидов, преодоления психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни у имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья. АФК обеспечивает общеукрепляющий профилактический и реабилитационный эффект: разгружает суставы, задействует мелкие стабилизирующие мышцы, учит работать в балансе, тренируя тем самым вестибулярный аппарат.

     В филиале реабилитации детей и подростков ГАУ РЦ г. Кумертау в Стерлитамакском районе  адаптивная физическая культура, как вид реабилитации, практикуется достаточно давно. Для более эффективного развития  и динамики реабилитационного процесса мною  подобран комплекс упражнений АФК индивидуально для детей с ДЦП, РАС, ментальными нарушениями, слабым иммунитетом и  другими  нарушениями здоровья. Ежедневно занятия  проводятся индивидуально или в малых группах.

      Основными направлениями в работе АФК у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата является разработка контрактуры, лечение положением, специальная гимнастика на тренажёре Гросса.

     Для ребят  с различными другими заболеваниями  я применяю любимый детьми и популярный комплекс занятий по курсу «Фитбол-гимнастика». В данной программе используется  инвентарь – мячи — фитболы разных размеров диаметром от 49 до 95 см.  Преимущества фитбол-гимнастики в том, что упражнения, используемые в этом виде адаптивной физической культуры, просты по структуре движений. При их выполнении дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию инструктора, затем самостоятельно. Начинаю занятия с более простых упражнений и постепенно перехожу к более сложным. Важно следить за правильным положением тела на  мяче, за правильностью выполнения упражнений, и, обязательно, принимать меры для предотвращения травматизма. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Также данный вид упражнений на мячах тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений и функцию равновесия, оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизирует моторно-висцеральные рефлексы. 

         Ещё одним из направлений  АФК, проводимым мною с  детьми с ограниченными возможностями здоровья,   является нейрогимнастика. Нейрогимнастика — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга в сочетании с движением. Данный вид упражнений позволяет решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с когнитивными способностями ребёнка. Упражнения нейрогимнастики  разделены на 4 большие категории, каждая из которых решает свои задачи: энергетические упражнения, упражнения, углубляющие позитивное отношение, растягивающие упражнения, срединные упражнения.

        Все упражнения в комплексе  направлены на улучшение  памяти, развитие  способности к быстрому воспроизведению информации, снижению утомляемости, повышению  работоспособности, улучшению  мелкой и крупной моторики, развитию способности к выполнению симметричных и асимметричных движений, укреплению вестибулярного аппарата, снятию стресса и напряжения, предотвращению  нарушений, связанных  с восприятием пространства и времени.

       Для закрепления полученного результата мною  разработаны рекомендации родителям для занятий с детьми в домашних условиях. Эти же комплексы упражнений  мы осваиваем и с родителями на практикумах, проводимых каждый заезд. И родители понимают, что принятие и развитие  собственного тела помогает  ребёнку ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.

      Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. Им легче дается освоение окружающего пространства, улучшается память, речь, концентрация внимания, способность общения с детьми  и взрослыми.

 

 

Латыпова А.А., инструктор – методист по адаптивной физической культуре филиала реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Кумертау

 

×
×