Автор: Елена Викторовна Безрукова
«Наставничество – основа профессионального развития педагогов»
Сегодня система наставничества вновь
заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная
необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала,
который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем
месте.
Актуальность внедрения системы
наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской
Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт
наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже
проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на
предприятиях».
Мало быть опытным педагогом, необходимо
постоянно развивать свой творческий потенциал, находиться в педагогическом
поиске, совершенствовать свои формы и методы работы. И
одной из форм такой работы с молодым специалистом является реверсивное
наставничество. Для меня — это дорога с двухсторонним движением, когда стажер и
наставник могут учиться друг у друга.
Свою работу мы начали с выстраивания
эффективной модели взаимодействия с родителями и разработали методические
материалы, провели родительские собрания в форме конкурсов, мастер – классов, круглых
столов. Благодаря взаимному
сотрудничеству молодой специалист приобрел опыт работы с родителями. Научился выстраивать
структуру родительских собраний, использовать различные формы и методы общения
так, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными помощниками и
участниками встреч. Я же в свою очередь благодаря знаниям молодого
специалиста усовершенствовала свои умения по работе в информационной среде. Был
создан сайт для работы с родителями, который стал «шкатулкой» интересных идей и
предложений. Заинтересованность родителей заметно выросла. Поднимались
интересные темы, рассматривались и решались проблемы. Моя работа с родителями
стала намного продуктивнее. Для повышения
педагогического мастерства при реализации проекта, работая с
игровыми технологиями «Фребеля», «Марии Монтессори», «Воскобовича», я обозначила
те, которые продуктивно помогают при проведении занятий по развитию логического
мышления и развитию речи, это «Игры на классификацию», «Математические
корзинки», «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича». Этим я и поделилась со
своим молодым коллегой, которая успешно стала применять их в своей работе при
проведении занятий. В свою очередь знания молодого
специалиста позволили мне научиться создавать виртуальную доску , которая стала для меня универсальным средством при
проведении занятий с детьми. Занятия стали увлекательными, насыщенными, яркими.
Темп современного мира сейчас настолько высок,
что приходится осваивать новые технологии, понятия и термины. Молодой
специалист открыл для меня диаграмму связей, или ментальную карту, которая дала возможность эффективно проводить мозговые штурмы, составлять конспекты при организации взаимодействия с родителями и педагогами.
Нас
педагогов всегда очень радуют достижения воспитанников и в результате того, что
в работе применяются и используются игровые технологии и виртуальное
пространство, многие воспитанники стали участниками и победителями в различных
конкурсах.
Постоянно совершенствуя уровень своего
профессионализма, мы принимаем участие в конкурсах различного уровня.
Исходя из выше изложенного хочу сделать вывод — дорога
с двухсторонним движением, а именно реверсивное наставничество, позволило
устранить пробелы в профессиональном развитии педагогов – стажистов и молодых
специалистов.
Мы,
стажисты учимся у молодых, а стажеры учатся у нас. Есть закон Бумеранга – все возвращается!
И как сказал наш замечательный поэт Андрей Вознесенский: «Чем больше
другим отдаешь – Тем больше тебе остается!»