Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся

Автор: Чаплыгина Светлана Александровна

Статья: «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся».

Валеология — это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. четко оформил ее в виде методологической статьи «философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека», а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме. Валеология сформировала несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине — это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике — закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Наличие своего предмета исследования — явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии начального формирования находится психовалеология.

Общество предъявляет требование к системе образова­ния — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укрепле­нию здоровья детей и формированию у них здорового образа жиз­ни. Эту проблему решает новая область знаний — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ, которая объединяет валеологию и педагогику в единый научно-методический комплекс. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими сред­ствами. Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через обра­зование».

Под понятием «педагогическая валеология» понимается научная концеп­ция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания. Педагогическая валеология опирается на теорию и методику воспитания здорового человека, создающие устойчивую мотивацию к здоровью, формирование научного по­нимания сущности здорового образа жизни, выработку индивиду­ального валеологически обснованного способа жизнедеятельнос­ти. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер лич­ности учащихся. Необходимо значительно усилить работу по оз­доровлению школьной среды. Отечественная школа должна стать «школой здоровья», в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой систе­мы можно сформулировать так:

1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепле­ния здоровья, как важнейшего фактора развития личности.

2. Предоставить каждому ребенку возможность получить обра­зование без потери здоровья.

3. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.

Ведущим элементом валеологической учебно-воспитательной системы современной школы является ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ). В ее задачи входит координа­ция, организация, осуществление и контроль над всей валеологической работой в школе. В состав валеологической службы должны входить специалисты, обеспечивающие различные направления ва­леологической работы: например зам.директора по учебно-воспитательной работе может ку­рировать проблемы валеологической педагогики, учитель биоло­гических дисциплин — биологическое и физиологическое развитие человека, школьный психолог — проблемы психологического, ду­ховного развития ребенка, учитель физвоспитания — физическое здо­ровье, учитель трудового обучения – общественно-полезный труд, организатор воспитательной работы — проблемы воспитания, соци­альный педагог — взаимодействие с семьей и т.д. В состав рабочей группы валеологической службы могут входить: директор школы, районный методист, врач школы, психолог, дефектолог, ло­гопед, преподаватели-предметники, зав. столовой, представители ад­министративных органов, общественных организаций, родители и др.

 

Задачи направления:

1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоз­зрение, эстетические чувства).

2. Воспитание навыков межличностного общения.

3. Половое воспитание и формирование ценностей семьи.

4. Физическое воспитание с основами гигиены.

5. Воспитание экологической культуры.

6. Воспитание основ безопасной жизнедеятельности.

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников

В раннем детском возрасте физические упражнения спо­собствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчи­вости умственной работоспособности и психической актив­ности.

Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предраспола­гает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Не­достаток движения сказывается на общем состоянии орга­низма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток дви­жения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызы­вает развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед урока­ми или сразу по возвращении домой. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное вре­мя, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе пред­аваться лени.

В последнее время всю большую популярность приобре­тают тренажеры и гимнастические устройства индивиду­ального пользования. Это велотренажеры, «стенки здо­ровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют зани­маться физическими упражнениями круглый год незави­симо от погодных условий.

Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здо­ровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организ­ма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональ­ные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в осо­бенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение — признак здорового образа жизни.

Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.

Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.

 Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников

Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от ат­мосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогиче­ских и физкультурно-оздоровитель­ных задач.

Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организо­вать детский досуг как среду социаль­ной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.

Семейный физкультурно-оздоро­вительный клуб — одна из форм при­общения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей.

Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни

В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигна­лизирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается чис­ло лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между дли­ной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди млад­ших школьников возникают пробле­мы, связанные с курением, алкоголиз­мом и наркоманией .

Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, ас­теническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как по­казывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части де­тей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не ос­тается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, со­ставляет 12-14 часов, что намного пре­вышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интен­сивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-пси­хических заболеваний .

Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Ценностное отношение к здоро­вью — это совокупность взглядов и спо­собов поведения индивида, характеризу­ющихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осоз­нанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление орга­низма и усовершенствование собствен­ных физических умений и навыков.

Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и пос­ледовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

×
×