Автор: Чаплыгина Светлана Александровна
Статья: «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся».
Валеология — это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.
В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. четко оформил ее в виде методологической статьи «философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека», а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме. Валеология сформировала несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине — это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике — закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Наличие своего предмета исследования — явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии начального формирования находится психовалеология.
Общество предъявляет требование к системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. Эту проблему решает новая область знаний — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ, которая объединяет валеологию и педагогику в единый научно-методический комплекс. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами. Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Под понятием «педагогическая валеология» понимается научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания. Педагогическая валеология опирается на теорию и методику воспитания здорового человека, создающие устойчивую мотивацию к здоровью, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, выработку индивидуального валеологически обснованного способа жизнедеятельности. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Необходимо значительно усилить работу по оздоровлению школьной среды. Отечественная школа должна стать «школой здоровья», в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так:
1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
2. Предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья.
3. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.
Ведущим элементом валеологической учебно-воспитательной системы современной школы является ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ). В ее задачи входит координация, организация, осуществление и контроль над всей валеологической работой в школе. В состав валеологической службы должны входить специалисты, обеспечивающие различные направления валеологической работы: например зам.директора по учебно-воспитательной работе может курировать проблемы валеологической педагогики, учитель биологических дисциплин — биологическое и физиологическое развитие человека, школьный психолог — проблемы психологического, духовного развития ребенка, учитель физвоспитания — физическое здоровье, учитель трудового обучения – общественно-полезный труд, организатор воспитательной работы — проблемы воспитания, социальный педагог — взаимодействие с семьей и т.д. В состав рабочей группы валеологической службы могут входить: директор школы, районный методист, врач школы, психолог, дефектолог, логопед, преподаватели-предметники, зав. столовой, представители административных органов, общественных организаций, родители и др.
Задачи направления:
1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).
2. Воспитание навыков межличностного общения.
3. Половое воспитание и формирование ценностей семьи.
4. Физическое воспитание с основами гигиены.
5. Воспитание экологической культуры.
6. Воспитание основ безопасной жизнедеятельности.
Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности.
Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.
В последнее время всю большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.
Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение — признак здорового образа жизни.
Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.
Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.
Взаимодействие семьи и школы в воспитании современных школьников
Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач.
Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.
Семейный физкультурно-оздоровительный клуб — одна из форм приобщения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей.
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией .
Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний .
Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.