Деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Автор: Кузьмина Арина Сергеевна

Кузьмина А.С., учитель английского языка,

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное 

учреждение  города  Ульяновска

 «Средняя  школа  № 81»;

arina-kuzmina2011@yandex.ru

 

Деятельность  педагогов,  работающих с детьми с ОВЗ

 

          Аннатация:  Главная проблема ребёнка с ОВЗ  заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности  общения с природой, доступа к культурным ценностям. Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию.

          Ключевые слова:  Вспомогательные технические средства/устройства,  воспитание,  творческая деятельность, предметная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, общение, конструктивная  деятельность 

 

          Педагоги  всех образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей раннего и дошкольного возраста, их поведения. Очень часто встречаем то, что современные дети с трудом  усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую  неуправляемыми. Как следствие, манипулирование  родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка) [5,87].

          Проблемы  дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

          Главная  задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей,  возможности  саморегуляции,  формирование  у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям,  а самое главное создать систему работы по решению проблем формирования социально – коммуникативных  навыков детей,  начиная с раннего возраста, особенно касается  детей с ОВЗ.

          Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа детей с трудностями в общении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность  поведения,  эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании  отношений  со сверстниками и  взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом,  нормальными  потенциальными  возможностями, но по разным  причинам  отстающие  в развитии  от сверстников [6,31].

          Именно дети с ОВЗ вызывают особую тревогу у работников образования  и внимательных  родителей.  И  это правильно, потому что такие препятствия дети  сами, без специального  психолого-педагогического сопровождения,  преодолеть не в состоянии.  Им надо помогать.

          Деятельность  педагогов,  работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, по обеспечению  необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

1.    организацию  предметно-пространственной  среды;

2.    создание для детей ситуаций коммуникативной  успешности;

3.    стимулирование  коммуникативной  деятельности  детей с ОВЗ;

4.    устранение у детей коммуникативных  трудностей  в  сотрудничестве с педагогом и при поддержке  родителей;

5.    мотивирование  ребенка  к  выражению  своих  мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

6.    обеспечение гармонии между образовательной деятельностью под руководством  педагога  и  самостоятельной  деятельностью  детей;

7.    моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми  и сверстниками.

          Реализация  задач  социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ, направлена на систему работы и опыта в различных видах детской деятельности.

          Игровая  деятельность  дает  ребенку почувствовать себя равноправным  членом  общества. В  игре  у  ребенка появляется  уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

          Творческая деятельность  позволяет  ребенку с помощью элементарного  труда  в  процессе  создания  продуктов  детского  творчества на  основе  воображения  и  фантазии  «вжиться»  в мир взрослых,  познать его и принять в нем участие.

          Предметная деятельность  удовлетворяет познавательные интересы ребенка  раннего  возраста  в  определенный  период, помогает ориентировать в окружающем мире.

          Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

          Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной  близости  с  взрослым, в его поддержке и оценке.

          Конструктивная  деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления  собственным поведением [3,51].

          Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит  свой  особый  вклад в процесс социально-коммуникативного развития  детей  с  ОВЗ  в  условиях дополнительного  инклюзивного образования.

          Специфика дошкольного возраста  состоит в том, что социальное  развитие ребёнка осуществляется под воздействием  взрослого и системы работы,  который  вводит  ребёнка  в  социум.

          Ребёнок  в  рамках  инклюзии  сотрудничает  со взрослыми  людьми, как член общества, он  включается в систему человеческих  отношений,  где происходит взаимодействие между людьми, усваивается элементарное представление о ценностях. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных  жизненных  установок  происходит у детей  во  взаимодействии со сверстниками, воспитателями,  родителями.  Взрослые  открывают  детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности  детей,  чтобы  помочь  детям  в  обретении собственного опыта.

          В дошкольном  возрасте  увеличивается  круг общения. Очень  многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша с ОВЗ необходимым средствам привлечения внимания  другого человека и т.д.[7,39]

          От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься такой ребенок  в  кругу сверстников – на  положительной  эмоциональной  основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с раннего возраста, он хочет быть «вместе» с детьми.

          Система работы по формированию социально — коммуникативных навыков  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОВЗ в условиях дополнительного  инклюзивного  образования имеет следующие направления,  которые  обеспечивают:

          — развитие социальной  направленности детей  уже раннего  возраста и социального восприятия, восприятия  сверстника на положительной эмоциональной  основе  в качестве  объекта  взаимодействия;

          -повышение  речевой  активности  и  коммуникативной  направленности речи  детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);

          -усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение  смысловым  аспектом  человеческой  мимики, естественных и  экспрессивных  жестов  (рук),  использование их в практике общения;

          -развитие  диалогической  речи (в  процессе специальных приемов при помощи нетрадиционных методик), имитационных движений и действий с воображаемыми  объектами;

          -развитие  понимания  мотивов поведения и характеров литературных персонажей  (путем мимики и жестов, эмоционального сопереживания);

          -развитие  языковой  способности  (компетентности), если это возможно;

          Таким образом, следует помнить, что результаты социально — коммуникативных навыков детей дошкольного  возраста с ОВЗ  целиком и полностью зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать  дошкольную  программу и стать успешными людьми  во  взрослой  деятельности [5,12].

          Концепция  модернизации  Российского  образования  подчеркивает, что  важнейшие  задачи воспитания — формирование духовности и культуры,  инициативности,  самостоятельности,  толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и образовательные  учреждения  возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии  с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном  этапе.

 

Список используемой литературы

1.    Абрамова, И.В. Взаимодействие специалистов по психолого -педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И.В. Абрамова, Е.В. Золоткова,И.Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2012. № 5 (30). С. 153–158.

2.    Инклюзивное образование. Выпуск 4: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. М.:Центр «Школьная книга», 2010. 240 с.

3.    .Инклюзивная  практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольныхучреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.

4.    Князева О. Новое направление в дошкольном образовании — развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. — 1998. — № 9.

5.    Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал «Детский сад от А до Я» — 2004. — № 5.

6.    Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10.

7.    .Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 547-549.

8.    Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. Том 9. 2012. № 6..

9.    Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М.: Просвещение, 1990. – 189 с.

10. .Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. — М.: Университетское, 2000.

×
×