Особенности процесса обучения

Автор: Фролов Ярослав Александрович

Я.А. Фролов

бакалавр

ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Липецк (Россия)

froloff.yaroslav@yandex.ru

Особенности процесса обучения

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим особенности процесса обучения. Их цели и функции. Противоречия процесса обучения. И специфику процесса обучения.

Ключевые слова: Процесс обучения, цели, специфика, логика процесса обучения, противоречия обучений.

 

 

Цели и функции обучения:

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

1. Воспитательная

2. Образовательная

3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Основными целями процесса обучения является:

1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.

2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.

3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.

4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.

5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.

6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.

Противоречия процесса обучения.

 Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов, источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

·             между практическим и теоретическим.

·             между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся.

·             между развитостью и воспитанностью учащихся между требования со стороны педагога и возможностями учащихся.

2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием, и течением.

Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

·             в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;

·             противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;

·             противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;

·             возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

 

Специфика процесса обучения.

 Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

·             Состав учащихся (класса, группы)

·             Особенность методической работы педагога

·             Техническая и методическая оснащенность процесса обучения

·             Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

·             Подача информации для осознанного усвоения учащимися

·             Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях

·             Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения.

2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях.

3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями.

4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения.

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

 

 

 

 

 

×
×