Автор: Труфанова Валентина Николаевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Понятие «мониторинг» — происходит от латинского слова monitor – наблюдающий, контролирующий, предостерегающий. В общенаучном смысле мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. В экологии мониторинг выступает средством наблюдения, оценки, прогноза и управления за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью. В экономической сфере мониторинг используется для отслеживания соответс твия качества изготавливаемой продукции заданным нормативам, а также для получения оперативной информации о различных аспектах жизнедеятельности предприятия (организации) с целью прогнозирования тенденций его развития. В социологии мониторинг понимается как метод познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающий в сочетании с другими методами комплексное, оперативное и адекватное оценивание социальной ситуации, позволяющей осуществлять эффективное прогнозирование и выработку оптимальных управленческих решений. По мнению А.Н. Майорова социологический мониторинг представляет интерес для сферы образования, так как может использоваться не только как мониторинг в социологии, но и как мониторинг в любой другой области деятельности, имеющий в качестве основы для получения данных социологические методы исследования по изучению мнений различных заинтересованных сторон. Можно констатировать, что мониторинг универсален для любой области деятельности в том смысле, что основной сферой его практического применения является управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг позволяет системно исследовать любой процесс и его объекты с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т.д. Сегодня образовательные учреждения страны стоят перед необходимостью развивать собственный потенциал самоуправления и осваивать технологию образовательного мониторинга. Образовательные учреждения различных типов (средняя образовательная школа, лицей, гимназия, колледж, училище, техникум, институт, академия, университет) и уровней (среднее, средне-специальное, высшее образование) имеют достаточно сложную управленческую структуру и специфические особенности организации различных направлений их жизнедеятельности. Для эффективного функционирования системы управления качеством на уровне образовательного учреждения необходимо отслеживать актуальное состояние каждого конкретного направления его деятельности. Поскольку основная деятельность учреждений сферы образования – образовательная, то в первую очередь, возникает потребность в получении объективной информации о состоянии качества образовательного процесса. В этом случае становится актуальным вопрос о поиске средств, обеспечивающих эффективное управление качеством образовательного процесса. Многочисленные теоретические и практические работы ученых (В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, М.М. Поташник и др.) показывают, что таким средством может стать мониторинг, так как он предоставляет широкие возможности для управления качеством образования. Глубокие исследования мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала ХХ века, появились в отечественной педагогике только в 90-х годах (А.И. Андреев, А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, С.Е. Шишов и др.). Современные исследователи (В.Г. Горб, Л.Н. Давыдова, А.Н. Майоров, М.М. Поташник, А.И. Пульбере, Е.И. Сахарчук, Н.А. Селезнева и др.) рассматривают образовательный мониторинг как важнейшее звено в управленческом цикле, как систематическую и регулярную процедуру сбора данных по важным аспектам образовательного процесса, как решающий момент общего процесса управления, как способ накопления результатов исследований, позволяющий их сопоставлять, анализировать и строить [ Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: Дисс.дра. пед. наук: 13.00.01. – М., 2003. – 335 с. 12] прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы в целом. Таким образом, в образовании мониторинг – это новое направление. Самое широкое его понятие – образовательный мониторинг. Исследователи (В.И. Звонников, М.Б. Челышкова и др.) под образовательным мониторингом понимают систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах, и прогнозируемых тенденциях. Образовательный мониторинг реализует в управлении качеством образовательного процесса информационную, диагностическую, сравнительную, интегративную и прогностическую функции. Информационная функция позволяет получить полную, разностороннюю, объективную и своевременную информацию о состоянии качества образовательного процесса, в том числе успеваемости учащегося на всех этапах его обучения в образовательном учреждении. Открытость информации для всех участников образовательного мониторинга, ее обсуждение на разных уровнях управления позволяет осуществить обратную связь, создает ситуацию доверия и предпосылки для принятия всеми заинтересованными сторонами необходимых изменений. В связи с тем, что субъектами образовательного мониторинга выступают учащиеся, их родители, педагогический коллектив, работодатели и др., результаты проведенных оценочных процедур представляют интерес для каждой заинтересованной стороны.
Диагностическая функция заключается в том, что образовательный мониторинг выступает механизмом контроля и оценки в управлении качеством образовательного процесса. Данная функция конкретизируется в зависимости от цели оценочной процедуры мониторинга (выявление соответствия уровня остаточных знаний учащихся требованиям ГОС по дисциплине и др.), вида контроля (входной, текущий, итоговый и др.) и его метода/средства измерения (тестирование, рейтинговая оценка и др.). Сравнительная функция состоит в том, что информация, накопленная в процессе регулярного проведения оценочных процедур одного и того же вида, позволяет сравнивать результаты между собой, выявлять положительную и отрицательную динамику объекта мониторинга. Для управления качеством образовательного процесса такая информация дает возможность сформировать критическое суждение о его состоянии, увидеть сильные стороны образовательного процесса и области для улучшения, [Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с. 13] соответственно определить, какая область требует первоочередных изменений. Прогностическая функция состоит в выявлении возможностей для дальнейшего совершенствования объекта, так как организация мониторинга, получение с его помощью разносторонней и объективной информации не является самоцелью. На основе актуального состояния объекта и его динамики появляется возможность определения перспективных путей развития исследуемого объекта и прогноза ожидаемых результатов. Таким образом, в рамках эффективного управления качеством образовательного процесса прогностическая функция позволяет определить стратегические цели и спрогнозировать перспективы развития исследуемого объекта.
Виды образовательного мониторинга
Образовательный мониторинг различается по видам. В зависимости от того, в рамках какого подхода (квалиметрический, системный, личностноориентированный и др.) рассматривается понятие «образовательный мониторинг», его определение наполняется разным смыслом. В рамках квалиметрического подхода получил свое развитие квалиметрический мониторинг. Н.Ф. Ефремова, Н.А. Кулемин, А.И. Пульбере и др. рассматривают квалиметрический мониторинг как мониторинг многоуровневый, построенный на единой информационной базе с целью непрерывного наблюдения в масштабах деятельности всей образовательной системы. Такой мониторинг всегда стандартизирован в плане содержания контрольно-измерительных материалов, процедуры его проведения и обработки результатов. Основой для функционирования квалиметрического мониторинга являются результаты современных независимых от образовательного учреждения контрольно-оценочных процедур. Базовым критерием служит сопоставимость результатов как по вертикальным срезам наблюдения (обучающийся, образовательное учреждение, регион, образовательная система), так и по горизонтальным – между объектами одного ряда. В качестве основного метода квалиметрического мониторинга ученые выделяют массовое независимое централизованное бланковое и компьютерное тестирование (ЕГЭ, Федеральный Интернет-экзамен). Педагогический мониторинг или мониторинг учебных достижений рассматривается в рамках личностно-ориентированного подхода (В.А. Кальней, С.Е. Шишов и др.). Педагогический мониторинг включает в себя дидактический и воспитательный аспекты. По мнению ученых, педагогический мониторинг призван обеспечить регулярное слежение за показателями развития личнос ти и его условиями с целью предотвращения отклонения от норм. Основными методами педагогического мониторинга являются портфолио, проектная деятельность и рейтинговая система учета учебных достижений учащихся. Педагогический мониторинг, ориентированный на комплексную оценку учебных достижений обучающихся, должен решать следующие задачи:
· диагностировать не только когнитивный (знания) и деятельностный (умения и навыки) компоненты учебных достижений, но мотивационно-ценностный (готовность и отношение) компонент; обеспечивать возможность интегративной оценки освоенных в процессе обучения компетенций;
· реализовывать идеи личностно ориентированного подхода к оцениванию: ориентация на мотивы, потребности и личный опыт учащегося;
· придавать процессу оценки функции поощрения, чтобы мониторинг сам выступал в качестве одного из основных источников создания ситуаций успеха, внутреннего регулятора учебной деятельности, обеспечивающего рост учебных достижений в дальнейшем;
· ориентировать участников образовательного процесса в направлениях работы по закреплению успехов и восполнению пробелов в освоении учебной дисциплины;
· развивать готовность и способность обучающегося к рефлексии собственных учебных достижений.
Многообразие внутренних и внешних факторов, влияющих на качество образовательного процесса, длительный временной интервал обучения в школе, ссузе, вузе требуют реализации такого мониторинга, который позволит оценивать как особенности организации образовательного процесса, так и качество подготовки выпускника на всех этапах жизненного цикла пребывания учащегося в образовательном учреждении: от этапа входа (абитуриент), текущей и промежуточной успеваемости (учащийся), до этапа выхода (выпускник). Эти обстоятельства послужили основанием для развития в рамках системного подхода нового вида мониторинга – системного. Системный мониторинг рассматривается учеными (В.Л. Исаков, Н.А. Селезнева, И.И. Трубина, М.Ю. Чандра) как совокупность взаимосвязанных плановых оценочных процедур, направленных на оценку результирующей и процессуальной сторон качества образовательного процесса с целью получения объективной информации о его состоянии, основанной на согласовании представлений всех заинтересованных сторон. Он обладает следующими системными свойствами: целостной совокупностью компонентов, критериев и показателей диагностирования качества образовательного процесса в школе/вузе, общей организационной структурой, взаимосвязанными плановыми оценочными процедурами, соответствующими методами оценивания и согласованными сроками проведения и др. Структура системного мониторинга включает два компонента: результирующий (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество результата подготовки обучающегося на разных этапах обучения в образовательном учреждении) и процессуальный (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество условий, созданных для обучения в образовательном учреждении: качество преподавания дисциплин, качество материально-технической базы и др.). Методы системного мониторинга разнообразны: анкетирование, итервьюирование, экспертная оценка, педагогическое тестирование, контрольная работа, рейтинговая система, кейс-метод, устные и письменные экзамены, метод проектов и др.
Рекомендуемая литература:
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания
результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
2. Меркулова О.П. Опросные методы в системе поддержки качества
образовательного процесса: учеб. -метод. пособие. – Волгоград: Перемена,
2005. – 119 с.
3. Севрук А.И. Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в
школе. – М., 2005. – 144 с.
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества
образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
5. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе:
теория и практика: кол. монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград:
изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. – 261 с.
6. Управление качеством образования: практикоориентированная
монография и метод. пособие под ред. М.М. Поташника. Москва: изд-во
«Педагогическое общество России», 2-ое изд. перераб. и доп., 2006 – 448 с.
7. Чандра М. Ю. Системный мониторинг в управлении качеством
образовательного процесса в вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. :
Педагогические науки. — 2008. — № 6 (30). — С. 105—110.