Автор: Васильева Наталья Михайловна
«Первые оценки во 2 классе»
Цель собрания:
Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Задачи:
1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Оценки. Как к ним относиться?
Каждый из вас задавал себе вопрос: как сложится школьная жизнь моего ребёнка? Понравится ли ему там? И, конечно, всех вас волновал вопрос: как будет учиться мой ребёнок? Какие оценки он будет получать?
Но, в 1 классе по распоряжению Министерства образования оценки детям не выставлялись. оценивание в 1 классе проходит в виде устной оценки учителя.
Но, 1 класс уже позади. С начала 2 класса наши дети стали получать первые школьные оценки. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как надо относиться нам взрослым к этим оценкам. Всегда ли нас должны радовать пятёрки и огорчать тройки? Как помочь ребёнку справиться с психологическим стрессом при получении плохой оценки?
Первые оценки связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Психологами доказано, что отношение ребёнка к оценкам сугубо индивидуально, зависит от его характера, темперамента и от реакции родителей на оценки.
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости, т. е. от полученных оценок. Именно мы, взрослые, часто приучаем детей тревожиться, волноваться, бояться оценок, как самого сильного карательного инструмента.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаём нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего оценки.
Зато вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какой урок был для тебя самым интересным и почему?», дают ребёнку понять, что главное в школе – это учение и общение.
Поэтому, оценки, которые получают дети, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал : иногда у него что – то не получается, но сам при этом он не становится плохим.
А теперь, давайте поговорим о том, как же мы, родители реагируем на полученные оценки детей?
Ну, с «5» тут всё понятно. Похвалили, поцеловали, порадовались вместе с ним. А если оценка не очень хорошая? Как правило, мы ребёнка ругаем, пугаем, оскорбляем, унижаем, наказываем.
Вспомните картину Ильи Репина «Опять двойка». Написана картина в 1884 году, 138 лет назад. Но эта проблема актуальна и сегодня. Мальчик заходит в дом с опущенной головой. Все члены семьи сразу догадались, что произошло. Опять двойка. Мама очень расстроена, сестра смотрит на брата с укоризной. Рада приходу мальчика только одна собака, которая ластится к мальчику, хочет его пожалеть, успокоить, облизать горячие слёзы. Очень хочется, чтобы эту роль брала на себя не собака, а родители. Оценку своих знаний он уже получил в школе, а дома от родителей ребёнок ждёт спокойной помощи, а не упрёков.
Запомните, уважаемые т. родители! Ругать ребёнка за плохие оценки – неблагодарное дело и двойное наказание для него. Ведь он и сам уже расстроен. А ваша суровость, отсутствие внимания, демонстративное молчание или обидные слова вообще способны подавить веру в себя и в свой успех.
Не надо делать трагедию из — за плохой оценки! Научитесь контролировать свои эмоции. Вместо упрёков, спокойным голосом, в доброжелательном тоне, спросите:
«Как же так получилось? Ведь ты же у меня молодец!
Ничего, не расстраивайся, у нас ещё есть время всё исправить!
Давай попробуем вместе разобраться, что тебе было не понятно»
Подумай, почему такое могло произойти?
Это поможет ребёнку успокоиться, тем самым давая ему понять, что вы его поддерживаете в трудной ситуации.
Но, нельзя при этом жалеть, утешать. Не говорите ему : «Ну, подумаешь, ерунда какая, исправишь в следующий раз!» Такие слова гасят его желание к достижению хороших результатов.
Плохая оценка – это сигнал о необходимости помощи. Родителям нужно обратить внимание на то, как часто ребёнок приносит плохие оценки, по каким предметам, в какой день недели, за устные или письменные ответы. Возможно, он что – то не понимает, А может быть, существуют какие – то семейные проблемы, которые ребёнок хорошо чувствует. В любом случае важно найти причину и вовремя оказать помощь.
Но при этом, для получения хорошей оценки, недопустимо заставлять детей трудиться по 5 – 6 часов, вместо 2. Заставлять переписывать по 4 раза работы, забывая при этом, что у детей ещё сильно устаёт рука. У ребёнка не остаётся время на прогулку, которая необходима, на общение со сверстниками. Подобное усердие под вашим нажимом только приведёт к переутомлению и к потере интереса к учению вообще.
Нельзя ставить перед детьми задачу избежать плохих оценок во что бы то ни стало. Эта цель требует постоянного нервного напряжения
Вся его школьная жизнь превращается в погоню за хорошими оценками. Сначала это списывание у соседа по парте, потом исправление оценок в тетрадях и дневниках, потом вырывание страниц, вымаливание оценок у учителя.
Запомните, ребёнка невозможно заставить учиться! А излишняя строгость может только спровоцировать тяжёлый стресс, который ещё больше снизит успеваемость. Старайтесь всячески повысить его самооценку. Для этого хвалите его даже за небольшие успехи и никогда не сравнивайте с другими учениками, которые преуспевают в учебе. Лучше покажите ему, как он вырос по сравнению с самим собой. Пусть ребёнок сам убедится в том, что он не стоит на месте, а приобретает всё больше знаний и умений.
А теперь мне хочется остановиться не на плохих, а на хороших оценках. Казалось бы, ребёнок учится хорошо, что ещё надо? Но, многие родители не допускают получение даже 4. Нельзя требовать, чтобы у ребёнка всегда были только одни 5 Не всегда нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка были одни пятёрки. Помните, что быть первым во всём и везде – невозможно. Свои требования нужно всегда соизмерять с возможностями ребёнка. Помогите ему выделить те предметы, по которым он вполне способен получить высокие оценки.
В семьях, где между родителями и детьми доверительные, тёплые отношения ребёнок не будет бояться рассказывать о своих проблемах. Там, где нет гиперопеки и излишнего контроля, дети учатся успешнее, у них меньше страхов и тревожности. Тогда ваш сын или дочь, придя со школы, спокойно скажет: «Мама, я сегодня по контрольной получил тройку, но свою ошибку в задаче я понял. Жалко, что не успел её исправить на уроке». И тогда мама отметит рассудительность своего ребёнка и похвалит его не за оценку, а за результат.
Какие выводы мы с вами сегодня сделаем, чтобы оценка не стала яблоком раздора в вашей семье?
• Не ругайте своего ребенка за плохую оценку. Помните, что ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Постарайтесь с ребенком найти причину.
• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
• Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
• Устраивайте праздники по случаю получения отличной оценки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить.
• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Уважаемые родители! Я желаю вам полного взаимопонимания с вашими детьми. Берегите ваши отношения. Всегда помните о том, что в жизни есть что – то приходящее и уходящее, а есть и то, что остаётся с нами навсегда – это наши дети!