Автор: Ковальчук Алина Алимовна
Конспект занятия
Воспитателя: Ковальчук Алины Алимовны
Цели:
· дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
· знакомить с причиной появления статического электричества;
· учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
· расширять представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,
· закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
· способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
· развивать мыслительную активность, наблюдательность;
· воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Интеграция: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Материал: цветные воздушные шарики , мелко нарезанная бумага , мультимедийное оборудование, запись песни «Помогатор» Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок, исполнение танца.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Дети входят в зал, встают по кругу, берутся за руки.
— Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Дети садятся на стульчики.
2.Беседа. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А тему вы узнаете, отгадав загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это …(электричество)
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается.
(Электричество)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
(Электрический ток)
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
— Есть одни наши любимые персонажи . Отгадайте, кто они?
Если вдруг сломалось что-то
Это их теперь забота,
Только кто они – секрет,
Шепотом, скажи ответ –
Фиксики
Ребят фиксики сегодня помогут нам.А скажите чем занимаются фиксики?
Чинят электроприборы.
3. Отгадывание загадок.
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит. (чайник)
Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.(плита)
Вот так дом — Одно окно: Каждый день В окне кино! (Телевизор)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт. (Миксер )
4. Рассказ воспитателя об электричестве.
— А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться?
Дети: Электрический ток. –
А откуда берется электричество?
— Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам.
— Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество?
Молния – это такой мощный заряд электричества. А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? В нашем зале тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники и т.п. — Сейчас электричество есть в каждом доме.
Он — наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку.. Давайте вернемся в прошлое и вспомним, как люди обходились без электричества.
5. Игра «Что есть, что было» Дети на столах видят современный электроприбор и называют, предмет, какой заменял его в прошлом.
Лампа- свеча
Бигуди-плойка
Муз инструмент -колонка
Часы электрические-песочные часы
— Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы.
6.Беседа о безопасном обращении с электричеством.
Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.
Электричество может быть не только другом, но и представлять опасность
Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Ехал один гражданин по Москве-
Белая кепка на голове
Ехал весной на площадке трамвая
Что-то под грохот колес напевая
Вдруг — он увидел напротив в окне
Мечется кто-то в дыму и в огне
Много столпилось людей на панели
Люди в тревоге под крышу смотрели
Там у окошка сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним.
Что случилось в этом доме?
Чем опасен пожар?
Отчего может возникнуть пожар?
Назовите причины?
Знает каждый гражданин
Этот номер 01
Если к вам пришла беда
Позвони скорей туда
Если нету телефона-
Позови людей с балкона
Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться в опасность.
Почему ребята? Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил
Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!
Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!
Правила:
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно-
Это каждый должен знать!
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Нужно всем хорошо выучить правила обращения с электроприборами, а то недалеко и до пожара. А разве от электроприборов может возникнуть пожар?
Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор.
Так же на гуляя на прогулке или находясь нельзя подходить к электрическим щитам где изображен вот этот знак .Давайте пройдем за столы и нарисуем его,но сначала мы выполним физминутку которую для нас приготовили Фиксики
Физминутка
Выполнение рисунка
— А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество.
9.Экспериментальная деятельность.
1 опыт.
Ребят посмотрите на шары
Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы.
Что произошло?
Он стал электрическим и притянулся к волосам.
Вывод: в волосах «живет» электричество.
2 опыт.
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите теперь шарик и потрите об одежду.
Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3 опыт. У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. — В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
10. Подведение итогов.
— С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством)
— Где «живет» электричество?
— Электричество – наш друг или враг?
— Что будет, если не электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)
Так давайте же, друзья,
Возьмемся очень дружно
Электричество беречь
И экономить нужно!
В конце– показ мультипликационного фильма об электробезопасности.