Социальная защита прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Надежда Геннадьевна Бабунова

Сегодня российское общество поставлено перед необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им социальную поддержку в деле жизнеустройства.

Рассматривая одну из основных задач российского государства в области социальной политики, важно подчеркнуть, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой социально незащищенной группой общества. Социальная защита таких лиц возможна только посредством детализирования законодательных актов, которые в полной мере способны реализовать достойное жизненное развитие данной категории граждан. Основное содержание социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается во всесторонней защите их прав, постоянном контроле в части условий их содержания, социальной реабилитации и адаптации, всесторонней помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

При изучении работ М.Г. Ковязиной и Е.В. Антроповой, мы можем сделать вывод, что структура социально-правового обеспечения детства состоит из четырёх этапов: локального, регионального, федерального и международного. Эта структура представляет собой ряд отдельных социальных институтов, регулирует их работу, нормативно-правовую базу и механизмы реализации и защиты этих прав.

В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, на защиту семьи, материнства, детства ориентирован Гражданский кодекс РФ, содержащий общие нормы права в отношении опеки и попечительства, а также Семейный кодекс РФ, регулирующий брачно-семейные отношения, обеспечивающие охрану прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Изучая правовые стандарты Конвенции, мы видим, что каждый ребёнок обладает правом на достойный уровень жизни, необходимый для его духовного, физического, нравственного, умственного и социального развития. В тексте документа также изложены принципы организации надзора за детьми, оставшимися без попечения родителей. Определено, что ребёнок, который временно или постоянно был лишён семейной заботы, имеет право на особую помощь и защиту  со стороны государства, которое в лице специальных органов обеспечивает уход за таким ребенком. Международный договор определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, на отдых и досуг.

Изучая работы И.В. Бондаренко и Э.Н. Иванюк, можно сказать, что вышеперечисленные документы закрепляют интересы ребёнка, основанные на применении демократии, равенства, мира и социальной справедливости.

В отечественном законодательстве принципы правового регулирования, в первую очередь, закреплены Конституцией РФ, которая возложила на государство обязанность вырастить и воспитать гармоничных личностей, которые имеют также и крепкое физическое здоровье. Основной закон подтверждает важность ратифицированных документов, определяя необходимость правового регулирования в данном направлении.

 В соответствии с Конституцией РФ все дети имеют право на защиту и особую заботу со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Изучая ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», мы делаем вывод, что он регулирует вопросы, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В нём также регламентирована деятельность специализированных учреждений и лиц, осуществляющих надзор за перечисленной выше категорией детей. (данные получены из работы Г.А. Майстеренко «Права человека»)

Таким образом, мы делаем вывод, что существующая нормативно-правовая база является правовой основой для деятельности государственных органов и должностных лиц, которые работают в направлении улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К указанным субъектам следует отнести органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, суды и иные структуры государственной власти и управления.

Следует отметить, что в России также эффективно действуют уполномоченные по правам ребенка в разных субъектах федерации, которые направляют свою работу на несовершеннолетних граждан, непосредственно проживающих на определенной территории.

Можно констатировать, что в современных условиях властные государственные институты предпринимают в правовом поле разного рода усилия с целью добиться того, чтобы обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России.

На основании федеральных законов в Тамбовской области был разработан закон от 10.05.2011 № 2-3 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области» ( в ред. от 04.12.2013) . В ст. 3 данного закона описаны задачи органов опеки и попечительства, к которым относятся:

1.     государственная защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, на территории Тамбовской области;

2.     надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которых проживают несовершеннолетние граждане;

3.     контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4.     обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

5.     создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

6.     обеспечение гарантий имущественных прав подопечных, в том числе недопущение совершения сделок, ухудшающих их имущественное положение.

7.     Для оценки остроты проблемы сиротства в регионах России принято учитывать следующие показатели: количество детей, нуждающихся в семейном устройстве, темпы роста этого устройства, случаи повторного сиротства (когда новые родители отказываются от ребенка) и воссоединение кровных семей.

Для оценки остроты проблемы сиротства в регионах России принято учитывать следующие показатели: количество детей, нуждающихся в семейном устройстве, темпы роста этого устройства, случаи повторного сиротства (когда новые родители отказываются от ребенка) и воссоединение кровных семей.

В 2021 году максимальное количество детей, нуждающихся в семейном устройстве было выявлено в Красноярском (2214) и Приморском краях (2080), а также в Челябинской области (2037).

Благоприятнее всего ситуация складывается в республиках Северо-Кавказского федерального округа, Республики Калмыкии и Ханты-Майсийском автономном округе, где число детей-сирот не превышает 3%.( данные получены при анализе сайта «Вести Россия»)

По данным за 2021 год в Тамбовской области зарегистрировано чуть более 2,5 тысяч детей-сирот. Отмечается, что тремя годами раннее число таких детей превышало 3-х тысяч. Органы опеки отмечают тенденцию к сокращению этой категории. В настоящее время в организациях для детей-сирот находятся 170 ребят. Эти данные мы получили, при изучении сайта «Вести Тамбов».

Стоит учитывать, что в Тамбовской области существуют благотворительные фонды, деятельность которых направлена на оказание помощи и поддержи по преодолению такого социального явления, как сиротство. Среди них можно выделить «Важен каждый», «АиФ. Доброе сердце», «БФ. Милосердие детям» (источник: сайт «Если быть точным»).

Следует отметить, что не в каждом субъекте Российской Федерации имеется центр, готовый оказать комплекс реабилитационных услуг всем членам семьи. В Тамбове эту миссию выполняет Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса». В год на базе центра проходит реабилитацию свыше 200-от семей и 1000 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Главной задачей учреждения является повышение компетенций специалистов и индивидуализация подготовки граждан, которые желают взять детей в семью, а также минимизировать возвраты детей из замещающих семей, чтобы не было вторичного сиротства в нашем регионе.

В Мичуринском районе на 01.01.2021 зарегистрировано 114 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по состоянию на 01.10.2021 их количество составила 88, что говорит о снижении уровня сиротства.

Статистические данные об устройстве социальных сирот в Мичуринском районе за последние два года свидетельствует об увеличении количества усыновлённых детей, детей, помещённых в приёмные семьи, о появлении новой формы семейного устройства детей – патронате.

Основными причинами социального сиротства по Тамбовской области являются: алкоголизм и наркомания родителей, отсутствие жилья и низкие доходы, конфликтные отношения с ребёнком и жестокое обращение.

(данные получены при анализе сайта «Точно»)

 

 

Каковы же пути преодоления сиротства?

1.     Необходимо проводить ежегодный анализ государственной ситуации с семьями в Российской Федерации.

2.     Расширить спектр услуг, оказываемых семьям.

3.     Обеспечить семьям, утратившим работу, качественную переподготовку и помощь в трудоустройстве.

4.     Организовать психолого-педагогическую работу с гражданами, желающими усыновить ребёнка.

Для изменения ситуации необходимо пересмотреть социальные стимулы, которые позволяли бы в качестве профилактики изменить отношения государства, а вместе с тем повлиять на общественное мнение в отношении приёмных семей и детей-сирот. Поддерживать инициативы граждан в вопросах опеки и усыновления, исключить возможность возвращения детей в асоциальные семьи.

 

 

Список использованных источников:

 

1.      Агафонов В.А. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Право и личность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 ноября 2018 г. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – С. 56–64.

2.      Бондаренко И.В., Иванюк Э.Н. Содержание государственной политики в области правого обеспечения деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. – С. 94–98.

3.       Ковязина М.Г., Антропова Е.В. Социальное сиротство как проблема современного общества // Новеллы права, экономики и управления 2020: сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции, Гатчина, 25–26 ноября 2020 г. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. – С. 541–546.

4.      «Изучение проблемы сиротства как социального феномена современной России и Тамбовского края» (art-talant.org)

Сиротство. Статистика проблемы в Тамбовской области (tochno.st)

×
×