«Семейное право»

Автор: Закуреева Марина Алиевна

Тема: «Семейные правоотношения»

Цель урока: Сформировать представления учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве.

Задачи урока.

Образовательная:

·         способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

·         продолжить развивать логическое мышление,

·         умения анализировать и обобщать изучаемый материал,

·         аргументировано доказывать собственную точку зрения,

·         работать с правовыми документами.

Воспитательная:

·         способствовать формированию ответственного отношения к семье;

·         способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности

·         определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях.

Тип урока:

урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

 компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ,  раздаточный материал (карточки),

Формы работы:

 работа в парах, с документами, с учебником, творческое задание.

Основные понятия:

 семья, брак, ЗАГС, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак.

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Добрый день, уважаемые гости и наши замечательные ребята, я вас приветствую на уроке обществознания. Пусть для вас сегодня будет добрым день и продуктивным урок!

Показ сценки.

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй – всегда тишина и взаимопонимание.

-Для чего мы показали эту сценку?

-Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни , в семье?

(я думаю , что Взаимопонимание в нашей жизни – это секрет гармоничных отношений, то, что помогает супругам слышать и понимать друг друга, находить разумные компромиссы в решении тех вопросов, на которые муж и жена имеют противоположные взгляды. )

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Действительно о семейных правоотношениях, запишем.

Давайте с вами вспомним материалы предыдущего материала.

Проблемный вопрос – «Может ли существовать брак семьи, а семья без брака?»

 

1)     Беседа по предыдущим материалам:

  После регистрации брака у супругов возникают взаимные имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Давайте вспомним, что может быть объектом имущественных прав? К объектам гражданских прав относятся

имущество (вещи, деньги, ценные бумаги, имуществен­ные права)

работы и услуги

информация, результаты творческой деятельности)

— Какие личные неимущественные права вы знаете?

Признаками  неимущественных прав являются.

1.   нематериальный характер;

2.   направленность на выявление и развитие индивидуальной личности;

3.   особый объект;

4.   специфика оснований возникновения и прекращения.

Так как неимущественные не имеют материальный характер, они не могут быть оценены, то есть отсутствует возмездность. Объектами личных неимущественных отношений являются нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, имя, честь, способности и так далее). Так же объекты личных неимущественных прав неотчуждаемы. Возникать же данная категория прав может лишь при особых условиях (событий). Другие личные неимущественные права возникают из сделок, например, право на тайну переписки из договора оказания услуг. Большинство личных неимущественных прав прекращаются смертью их носителя.

 

Каждое лицо имеет право на жизньправо на здоровье (владение, распоряжение и пользование своим здоровьем), право на физическую и психическую неприкосновенность (самостоятельное распоряжение своим телом[стиль]), право на благоприятную окружающую среду

 

Каждое лицо имеет право на имя (лицо достигшее 14 лет вправе поменять имя, а до 14 лет лишь по решению родителей и органов опеки и попечительства), право на индивидуальный облик, право на голос[неоднозначно], право на честь, достоинство и деловую репутацию.

 

Каждое лицо имеет право на тайну частной жизни (правомочие требовать от третьих лиц сохранность тайны), право на неприкосновенность частной (личной) жизни (неприкосновенность жилища, документов и так далее).

 

— В чем особенность права на интеллектуальную собственность среди других гражданских прав?

Особенность права на интеллектуальную собственность в том, что это имущественное право, и в то же время, объект этого права является нематериальным — это идеи, имена, названия, тексты и другие культурные феномены. 

— Каковы способы защиты гражданских прав?

 

Защита гражданских прав

В соответствии с ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём: признания права (например, признание права собственности на квартиру); восстановления положения, существующего до нарушения права; признание сделки недействительной; самозащита права; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения.

 

— Что такое наследование?

Наследственное право – это подотрасль гражданского права, представляющая собой совокупность установленных государством правовых норм, регулирующих общественные отношения по переходу имущества умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства.

— Какие виды наследования существуют?

Наследование бывает по завещанию и по закону.

По завещанию — это наследование имущества теми наследниками и в тех долях, которые наследодатель заранее указал в завещании.

Если умерший не оставил завещания, то происходит наследование по закону: из наследников выстраивается очередь по степени родства.

Очередей всего 8, от самых близких родственников до государства:

Наследники первой очереди. Это дети, супруги и родители.

Наследники второй очереди. Это полнородные (два общих родителя) и неполнородные (один общий родитель) братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Наследники третьей очереди. Это дяди и тети наследодателя.

Наследники последующих очередей. Это более дальние родственники, которых закон перечисляет в статье 1145 Гражданского кодекса РФ.

Пасынки, падчерицы, отчим и мачеха считаются наследниками лишь седьмой очереди, так что их шансы на получение наследства чрезвычайно малы. Помните об этом, когда будете решать, составлять ли завещание.

Последний наследник. Государство.

 

Мотивация к деятельности.

     У всех людей разные жизненные ценности. Молодые люди часто думают, что счастье заключается в карьере, деньгах, друзьях или вещах. Но, как правило, в чем бы ни искал человек смысл жизни, со временем он понимает, что самая главная жизненная ценность — это семья.

 

 Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, что же такое семья?

Ученики: Семья – это малая социальная группа, объединённая браком и кровным родством, — социальный институт общества, выполняющий важные функции.

Учитель: Какую роль играет семья в жизни каждого человека? Что нам дает семья?

Ученики: Рождение и воспитание детей, экономическая и психологическая поддержка, защита, организация быта и отдыха — все это функции семьи.

Учитель: А что такое брак?

Ученики: Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и взаимной помощи.

Работа с учебником, давайте с вами откроем учебники и  найдем на стр.        определение Семьи и брака и зачитаем.

 

Целеполагание.

Учитель: — Как вы думаете, какие отношения регулирует семейное право, какие нормы семейного права содержатся в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ?

Семейное право регулирует определённый вид общественных отношений — семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит не имущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории не имущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения — появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные не имущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:

·         государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;

·         равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Основой семейного права в Российской Федерации  служит ст. 38 Конституции РФ:

Статья 38 Конституции РФ:

·         Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

·         Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

·         Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В соответствии с ч.1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 72 Конституции РФ:

·         п.1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

·         ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

     

 

Ученики: отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока.

Учитель: Молодцы! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит:

— познакомиться с основами семейного права,

— рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи,

— попытаться сформировать общее представление об условиях заключения брака, правах и обязанностях супругов, об особенностях брачного договора, порядке расторжения брака.

Открытие нового знания.

Учитель: Государство определяет условия, порядок возникновения прав и обязанностей у членов семьи и других участников семейных правоотношений. Таким образом, семейное право включает в сферу своего правового влияния: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным. Для того, чтобы нам определить условия и порядок заключения брака, мы будем работать с карточками  “Условия заключения брака и основания признания его недействительным”.

Слайд “Условия заключения брака и основания признания его недействительным”.

Условия, необходимые для вступления в брак

Условия, необходимые для регистрации брака

Основания для признания брака недействительным

1.

1.

1.

2.

2.

2.

В процессе обсуждения выполненной работы проверяется правильность заполнения таблицы.

Учитель: Из нашей работы мы увидели, что брак может быть признан недействительным по следующим основаниям: лицо, вступившее в брак, не достигло брачного возраста; из лиц, вступивших в брак, хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке или признано недееспособным; лица, вступившие в брак, являются близкими родственниками или усыновителями и усыновленными. А теперь на основании материала параграфа 24 учебника составим кластер “Условия и порядок расторжения брака”.

Слайд “Условия и порядок расторжения брака”.

Ученики: (читают в тексте и записывают в тетради)

В процессе обсуждения проверяется точность выявления связей и зависимостей.

Учитель: Способы защиты семейных прав указываются в конкретных нормах, регулирующих те или иные семейные отношения. В качестве примера давайте познакомимся со следующими статьями Семейного кодекса РФ. В ходе изучения документа вы должны будете ответить на предложенные вопросы.

 

 

Работа с документом.

Статья 7 СК РФ. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей

1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав

1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.

Статья 39 СК РФ. Определение долей при разделе общего имущества супругов

1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

2. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.(…)

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

(….) 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Вопросы по документу:

Учитель:

— Какими государственными органами осуществляется защита семейных прав?

Ученики (читают из текста):

-Защита семейных прав, как правило, осуществляется судом. В случаях, предусмотренных семейным законодательством, права членов семьи могут также защищаться органами опеки и попечительства, прокурором, органами внутренних дел.

Учитель:

— Существуют ли отличия в понимании ответственности в семейном праве и гражданском праве?

Ученики: Понимание ответственности в семейном праве такое же, как и в гражданском праве. Как и гражданско-правовая, семейно-правовая ответственность влечет наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Учитель:

-Что может послужить примером меры семейно-правовой ответственности за нарушение прав ребенка?

Ученики:

— Лишение родительских прав в качестве наказания родителя.

VI Первичное закрепление.

Учитель:А теперь давайте сделаем выводы на основании вышесказанного:

— Что понимается под семьей в семейном праве?

— Какие условия должны соблюдать желающие вступить в брак?

— В каких случаях брак расторгается в органах загса, а в каких – в суде?

— Какие права и обязанности супругов называются личными неимущественными?

— Какое имущество признается общей совместной собственностью супругов?

— Каковы основные права и обязанности родителей?

— Какие меры могут применяться к родителям, которые жестоко обращаются с детьми?

VIIСистематизация знаний.

Учитель:А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли юристов. Представьте себе, что вы – судья и попытайтесь разрешить конфликт. (Решение заданий-задач).

Слайд с задачей №1

Ольга и Николай зарегистрировали брак. Спустя год супруг уехал в другой город и там зарегистрировал брак с другой женщиной, не сказав ей, что уже женат. Он поселился в квартире новой жены и устроился на работу. Когда Ольга узнала, что произошло, она потребовала развода и предъявила иск о разделе имущества. Вторая супруга также потребовала развода и раздела имущества. Может ли считаться брак Николая со второй женой фиктивным?

Ученики: Брак Николая со второй супругой должен быть признан недействительным, т.е. не влекущим правовых последствий с момента заключения. Раздел имущества, приобретенного в период их совместной жизни, производится в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Расторжение брака и раздел нажитого имущества в период брака Ольги и Николая производятся в соответствии с нормами Семейного кодекса.

Слайд с задачей №2

При заключении брачного договора жена настаивала на том, чтобы в нем была предусмотрена обязанность мужа всегда любить ее, не грубить и ходить с ней на все праздники, каждую неделю дарить подарки. Однако нотариус отказался удостоверить договор, пояснив, что подобные положения не будут иметь юридической силы. Так ли это? Разве стороны не вправе сами устанавливать правила взаимоотношений?

Ученики: Семейный кодекс РФ дает перечень условий, включение которых в брачный договор недопустимо. Например, ограничение дееспособности, регулирование личных неимущественных отношений между супругами и другие условия, противоречащие основам семейного законодательства и ставящие супругов в крайне неблагоприятное положение.

Слайд с задачей №3

Гражданин Козлов вел праздную, разгульную жизнь. Своих детей он не содержал, не воспитывал. Однако в старости, оказавшись бедным, вспомнил о них. Став взрослыми, дети отказались помогать отцу. Он обратился в суд. Какое решение может вынести суд?

Ученики: Суд может освободить детей от обязанности содержать своего родителя.

Слайд с задачей №4

Дедушка и бабушка Сидорова обратились в суд с требованием алиментов от своего внука. Сидоров пояснил, что не хочет содержать стариков. Он ссылается на то, что в Семейном кодексе записано: “Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи бабушка и дедушка в случае невозможности получения содержания от детей…имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов…от внуков, обладающих необходимыми для этого средствами”. Сидоров считает, что его родители обязаны содержать стариков. Оцените ситуацию с правовой точки зрения.

Ученики: С юридической точки зрения Сидоров может быть прав, если его родители могут предоставить содержание своим родителям.

Слайд с задачей №5

У Петрова есть две дочери. Обе являются несовершеннолетними и имеют в собственности по квартире. Петров считает, что он может распоряжаться их имуществом как законный представитель. Прав ли Петров?

Ученики: Петров не прав, так как родители не имеют права собственности на имущество детей. У Петрова отсутствует право распоряжения имуществом дочерей.

Учитель: -Итак, что вы должны в первую очередь сделать, чтобы грамотно оказать юридическую помощь?

Ученики: Изучить соответствующие нормативно-правовые акты..

VIII Рефлексия.

Учитель:- А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели. Смогли ли мы решить некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи?

Ученики: Да

Учитель: Познакомились ли мы с условиями заключения брака, правами и обязанностями супругов, особенностями брачного договора, порядка расторжения брака? На все ли совместно поставленные вопросы смогли найти ответы?

Ученики: Да, на все

Учитель: Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке.

Продолжите предложения:

Мне больше всего удалось…….

Своей работой на уроке я………

Материал урока заставлял задуматься над чем……….

Я научился………

Сегодня на уроке я смог……….

Урок для жизни мне дал………..

IXПодведение итогов урока.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего занятия. Необходимо ли человеку знать основы семейного законодательства? Зачем?

Ученики: Чтобы грамотно разрешать спорные ситуации и защищать свои права

Учитель: — Если возникли проблемы, что надо сделать?

Ученики: Изучить законы, обратиться к юристам

Учитель: Таким образом, многообразие правовых отношений рождает только официально зарегистрированный брак. Ещё Лев Николаевич Толстой писал:«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я от всей души желаю вам семейного счастья и благополучия. Чем сегодняшний урок вам будет полезен в жизни? Хорошо работали на уроке, молодцы. Спасибо за участие.

(Выставление оценок).

X Домашнее задание: учить параграф 24 учебника, письменно ответить на вопросы и выполнить задания к документу в конце параграфа 24 (Семейный кодекс ст.11, 12, 13, 27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×