Развитие традиционных гендерных представлений у детей дошкольного возраста

Автор: Семченко Ирина Александровна

На сегодняшний день развитие традиционных гендерных представлений у детей является одной из актуальных задач педагогической науки. Особенно это касается детей дошкольного возраста. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации. Очень важным этапом социализации индивида, как известно, является процесс пребывание его в дошкольной образовательной организации.

К сожалению, происходящие в современном обществе социальные изменения, привели к разрушению традиционных норм и правил, а также к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Достаточно часто наблюдается явление феминизации мужчин и «омужествления» женщин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями, в семье меняются традиционные роли отца и матери.

Дошкольный период развития, в особенности, старший дошкольный возраст является сенситивным в отношении развития гендерных представлений, освоения традиционных гендерных моделей поведения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных принципов утверждает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2].  Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3]. Построенная на основании ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ» Программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» в качестве одной из задач области «Социально-коммуникативное развитие» детей в возрасте 5-6 лет называет «расширение традиционных гендерных представлений, воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола» [1].

Проблема развития гендерных представлений и гендерной идентичности в настоящее время пристально изучается в рамках педагогической и психологической наук. Среди ученых, которые поднимали данную проблематику в своих трудах можно назвать: В. В. Абраменкову, А.И.Захарова, М. Н. Зыкова, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В. Е. Кагана, Д.В.Колесова, В.С.Мухина, О.Г.Нугаеву, Н.В.Плисенко, Т. А. Репину, И.В.Романову и многих других. Начиная с 2000-х годов выходит большое число научных статей, посвященных различным аспектам гендерного воспитания, как детей дошкольного возраста, так и более взрослых индивидов.

Особый интерес вызывает проблема методов воспитания традиционных гендерных представлений у детей дошкольного возраста. В данной работе в качестве метода воспитания предлагается сказкотерапия – использования традиционных народных сказок, где отражаются гендерные представления, являющиеся традиционными для русской культуры.

Сказки – один из видов наследия традиций и культуры народов, населяющих Россию. Именно в них отражаются традиционные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, в чем их предназначение, какие качества им должны быть присущи. Благодаря народным сказкам дети усваивают нормы нравственности и морали, образцы социального, в том числе, гендерного поведения, у них развивается познавательная сфера, происходит эстетическое развитие, обогащается речь, язык становится более образным. Дети, поняв и приняв сюжет сказки, могут переносить ее в игры, подражать героям, и таким образом формировать полоролевую идентичность, копируя поведение героев сказок. Идентификация с главным героем, близким по возрасту, повышает уверенность ребенка в себе, позволяет понять и принять свою гендерную принадлежность.

 

Литература

1.      Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание шестое (инновационное), испр. и доп.— М.: мозаика-синтез, 2020.

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (с изм. и доп. вступ. в силу от 25 ноября 2022 г. № 1028) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/. — (дата обращения: 28.12.2022)

 

×
×