Автор: Хабибуллина Файруза Мусавировна
Ф.М.Хамидуллина,
преподаватель по хореографии высшей категории,
МБУДО «Детская школа искусств
им. М.А.Балакирева»
Вахитовского района г. Казани
ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОГО ТАНЦА
Народные татарские танцы имеют большую многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели, потрясающие своей красотой и грацией, движения. Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью и богатством разнообразных элементов. Народные татарские танцы подчеркивают гордость и смелость людей Татарстана, их деятельность — причем, как трудовую, так и военную. Однако, в большинстве своем, в татарском танце характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался прежде всего для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища.
Многие танцы Татарстана являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории народа Татарстана. Есть танцы посвященные народным героям, победам, трагической любви, смерти друзей и очень многие другие. Обязательным атрибутом народных татарских танцев являются соответствующие костюмы. Причем, для каждого танца подбирается свой костюм. Праздничным танцам характерны яркие, красочные, насыщенные тона. Это создает атмосферу радости и веселья. Существует разделение танцев на женские, мужские и совместные. Женским татарским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество. Поскольку татары были кочевниками, то это обстоятельство нашло отражение и в народных татарских танцах, которым присущи свобода движений, широта и простор.
Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья, что дает возможность предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа — его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное. В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок. Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный инструмент). Частью музыкальной культуры являлась духовная музыка.
Ислам, как официальная религия, влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман — корана, который читался нараспев. Напевы сур устно передавались от поколения к поколению в стенах религиозных учебных заведений. Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: «Шома бас», «Апипа», «Танец уфимских татар», «Татарский лирический танец» (сольный), «Лирический танец с платками», «Татарский молодежный танец», «Сабантуй», «Джигиты». В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу. Кого-то исторический танец интересует как «проводник» в мир истории культуры, кого-то — как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.
До Октябрьской революции танец среди татар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусству вообще, кодекс реакционной морали буржуазии и духовенства — всё это мешало развитию народного танца. Несмотря на все запреты, народ любил свои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы. Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на «хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года. Одни зимние вечерние посиделки назывались «аулакэи», другие — «кич утыру». На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки «саулакэй» и «кач утыру» устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя. Весной и летом собрать такие вечерники веселья было труднее. Лишь при праздновании «Сабантуя» или во время рекрутских наборов, когда ненадолго ослабевал надзор власти. При подходящем случае не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения. Обычно праздник завершается всеобщим танцем — хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
Одним из излюбленных танцев было «Пляска двух друзей». Этот веселый народный танец исполняют двое юношей. Цветная рубашка со стоячим воротником; рукав длинный, без манжеты. Блеск, искусность одежды играет особую роль. Этими узорами и раскраской передается традиция культуры. И вот все готовы — предстоит начало танца, юноши стоят рядом в последней левой кулисе, обняв друг друга сзади за талию, лицом к наблюдающим за ними народом. Свободные руки заведены за спину под камзол. Ничего лишнего. Восторг зрителя ясен. Горячий нрав иллюстрируется в танце «Джигиты», в котором молодцы выступают в шапках с лисьими хвостами. Можно заметить, что в современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, далеко не утрачена культура и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунков старинного танца.
Татарские танцы давно танцуют не только татары, они интересны и для представителей других этнических групп. Татарская самобытная культура сегодня популярна и постоянно развивается. Известные татарские танцы — Шома бас, Апипа, Танец уфимских татар, Татарский лирический танец (сольный), Лирический танец с платками, Татарский молодежный танец, Сабантуй, Джигиты, Аулак ой, Алипа и и.т.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий — от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер.
В татарских деревнях осенью были распространены помочи девушек «Каз омэсе» («Ощипывание гусей»), во время исполнения этого трудового процесса пели народную песню «Каз канаты» («Гусиное перо») и так был создан танец, в основе которого характерное положение рук, которые олицетворяют крылья птиц и их грациозные движения.
Наиболее характерные движения — волнообразные движения рук, мягкие переступания ног / топы, а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180, 360 градусов.
Рисунок танца во многом произвольный, но есть сюжетные танцы с определенным набором движений.
Основные линии танца — точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах — обычно от одного до шести человек.
Танцы республики Татарстан делятся:
· хороводные,
· парные,
· сольные.
Есть ряд движений, который одинаков в различных национальных танцах:
· «наматывание ниток»,
· руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от
·
· «прядение» — левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет
· волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;
· «полоскание» — руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот. Танец построен на различных движениях рук.
«В целом, в хореографической лексике региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмичных дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Все эти подражания возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор. Легкие подскоки, вытянутые руки — одна вперед, в первую позицию, другая вверх — в третью позицию».
В настоящее время многие элементы народных танцев республики Татарстан исчезли бесследно, они забылись, поэтому перед современными хореографами стоит задача сохранения татарской культуры, в том числе существенной является задача сохранения и передачи потомкам умения танцевать народные танцы.
Задачи этнокультурного развития должны поэтапно решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Таким образом, можно формировать у детей историческую память и основы этнокультурных традиций, в которых заложены народные идеалы высокой нравственности, духовности и художественного творчества».
Делая вывод, мы можем сказать, что сегодня наблюдается интерес к национальным танцам, многие хотят научиться их танцевать, причем не, только дети, но и взрослые. Издревле танец являлся неотъемлемой частью культуры. Несмотря на то, что он запрещался религией, он был очень популярен, особенно в ХХ веке. В танце проявлялся характер народа. С помощью танца передавали чувства и эмоции. Танец развивал эстетически, служил средством общения, воспитывал понимание красоты и развивал вкус. Сохранение народного танцевального искусства оказывает влияние на общекультурное развитие.
Список литературы
1. Биктагиров И. И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников. — Казань: К(П)ФУ, 2015. — 69 с.
2. Карпенко В. Н. Народно-сценический танец: монография / В. Н.Карпенко, А.Карпенко, Ж. Багана. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 306 с.
3. Ханбиков Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков. — Казань: Татарское книжное издание, 1967. — 232 с.