РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Автор: Симонян Дарья Ержановна

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

REALIZATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

IN THE CONDITIONS OF BLENDED GEOGRAPHY LEARNING

 

Д.Е. Симонян

D.E. Simonian

ОГПУ (Оренбург)

Науч.рук. – Н.А. Иванищева, докт. пед. наук, доцент

 

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «электронные образовательные ресурсы», их виды и возможности применения в условиях смешанного обучения географии внеурочной деятельности. В рамках педагогической практики интегрированы модели смешанного формата обучения географии в виде «перевернутого урока» и реализации географических проектов и доказана их эффективность.

Annotatin: this article discusses the concept of «electronic educational resources», their types and possibilities of application in conditions of blended learning in the geography of extracurricular activities. Within the framework of pedagogical practice, models of a mixed format for teaching geography in the form of a “flipped lesson” and the implementation of geographical projects have been integrated, and their effectiveness has been proven.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; смешанное обучение; предмет «География»; «перевернутый урок», экологический каркас.

Keywords: electronic educational resources; blended learning; subject «Geography»; «reversed lesson».

Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) получают широкое распространение в современном образовании. При их использовании можно достичь повышение качества образования, и сделать более доступным общее образование (если рассматривать дистанционный формат обучения, а также обучающихся с ОВЗ).

Правовым фундаментом для введения дистанционного образования в учебных заведениях является Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1].

Однако, наблюдения показывают, что введение исключительно дистанционного формата не всегда эффективно. Для мотивации и организованности обучающихся перспективным было бы введение смешанного обучения с применением электронных образовательных ресурсов.

Смешанное обучение является трендом современности, и по оценкам большинства прогнозистов, несомненно, таким и останется в будущем. Ситуация с распространением COVID-19 вынуждает нас адаптироваться к смешанному обучению. Сочетание дистанционного и очного обучения несомненно несет свои плюсы. Практика показывает, что внедрение ЭОР в образовательный процесс расширяет рамки традиционного урока, заметно облегчает понимание и усвоение учебного материала и разнообразит обучение.

Термин электронные образовательные ресурсы в различных источниках трактуется по-разному. Например, В.А. Ильин в своем труде «Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии» дает следующее определение: «Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме для использования которого необходимы средства вычислительной техники» [2, с.1].

В.И. Колыхматов в работе «Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования» трактует электронные образовательные ресурсы как: «основной компонент информационной образовательной среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения» [2, с 29.]

Т.А. Аймалетдинов в работе «Цифровая грамотность российских педагогов» рассматривает электронные образовательные ресурсы «как учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства» [3, с.10].

Эти и другие определения дефиниции «электронный образовательный ресурс» объединяет то, что ЭОР содержит в себе всю палитру средств обучения, которые созданы и применяются на основе компьютерных или инновационных технологий. 

Анализ теоретических источников позволил нам выделить следующие виды ЭОР:

1.  Электронное учебное пособие (учебник, справочник, лекции и т.п.)

2.  Электронные тренажеры

3.  Электронный словарь

4.  Средства практической подготовки

5.  Электронный задачник

6.  Информационно-поисковая система

7.  Учебная компьютерная игра

Кроме того, ряд исследователей к ЭОР причисляют мультимедийное электронное издание, локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения.

В условиях пандемии COVID-19 усилилась востребованность ЭОР в школьной образовательной практике смешанного обучения географии. Главной позитивной особенностью смешанного обучения с применением ЭОР является транслирование образовательных процессов вне школы и уменьшение временных затрат.

В ходе педагогической практики автора в общеобразовательных организациях МОАУ «СОШ № 52» и ГАОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» были реализованы действенные модели смешанного обучения. В частности, модель «перевернутого урока», которая обеспечивала погружение обучающихся в самостоятельное изучение учебного материала, развитие познавательного интереса к изучению темы и стимулировала интеллектуальную активность личности.

В условиях «перевернутого урока» изучение теоретического материала по теме «Центрально-Черноземный экономический район» (9 класс) было переведено в дистанционный формат, с предоставлением учителем свободного доступа к ЭОР (лекции, видео-коллекции, атласы, карты). Учитель географии на данном этапе выступал в роли консультанта, он организовал совместную (групповую или индивидуальную) работу обучающихся, которая направлена на практическое изучение материала и применение усвоенной информации по теме. Практическая деятельность обучающихся на уроке включала: тестирование, заполнение контурных карт, составление кроссвордов, разработка мини-проектов.

На основе проведенного урока можно сделать выводы о том, что «перевернутый урок», как одна из моделей смешанного обучения, способен инвертировать традиционные методы обучения, обеспечивая эффективную передачу учебного материла вне школы, а также трансформировать домашнюю учебную деятельность в урочную.

 

В рамках педагогической практики нами выявлены ряд преимуществ модели «перевернутого урока»:

1)     учитель обладает бóльшим временным потенциалом, который может быть направлен на оказание консультативной помощи обучающимся;

2)  качественное выполнение домашнего задания обучающимися;

3)  возможность замены бальной системы оценивания накопительной системой.

Обобщение образовательной практики школы позволило нам выявить резервы ЭОР в выполнении обучающимися в условиях смешанного обучения следующие виды исследовательских работ: проект «промышленность Оренбургской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития». В данной работе обучающиеся 9 класса исследовали и характеризовали промышленный сектор региона, рассматривали возможные перспективы его развития, а также выявили ряд проблем. Проект «Экологический каркас Оренбургской области», в ходе которого обучающимся необходимо было изучить реестр геологических памятников природы региона и создать при помощи электронных образовательных ресурсов карту с обозначением «ядер», «буферных зон», «экологических коридоров». В реализации данных проектов эффективно применялись следующие виды ЭОР: электронные учебные пособия, средства практической подготовки, информационно-поисковая среда и т.д.

Таким образом, в рамках смешанного обучения географии, реализуемого с применением электронных образовательных ресурсов, возникает система трех участников образовательного процесса – это учитель, обучающийся, ЭОР. Воплощение смешанного обучения на основе взаимодействия учителя географии, обучающихся и ЭОР позволяет адаптировать классно-урочную систему обучения к условиям онлайн формата. Модель «перевернутого урока» и реализация проектов по географии в 9 классе невозможна без использования электронных образовательных ресурсов. Необходимо отметить, что сетевое взаимодействие участников урока позволяет обучающимся поспевать за темпами изменений, происходящих в социуме, делает их мобильными в образовательном процессе, содействует развитию необходимых компетенций, обеспечивающих возможность выпускнику школы применять географические знания в дальнейшем.

 

Список использованных источников

1.    Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Закон Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 – ФЗ [Электронный ресурс]: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600

 

2.     В.В. Ильин. Электронные образовательные ресурсы, виды, структуры, технологии / В.В. Ильин. – Спб.: филиал ЗАО НИИ ЦПС., 2014, 7 с.

3.    Аймалетдинова Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

×
×