Современные проблемы последипломного образования

Автор: Зайцева Татьяна Анатольевна

Современные проблемы последипломного образования

Зайцева Татьяна Анатольевна

Студентка

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

 

 

Аннотация. В  статье  рассматриваются  проблемы  современного  постдипломного образования,  его  несоответствие  вызовам  и  тенденциям  развития  непрерывного открытого образования с точки зрения основных субъектов повышения квалификации.

Ключевые слова: последипломное образование, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, дистанционное обучение.

Modern problems of postgraduate education

Zaitseva Tatiana Anatolyevna

Student North Caucasus Federal University

 Annotation. The article deals with the problems of modern postgraduate education, its inconsistency with the challenges and trends in the development of continuous open education from the point of view of the main subjects of advanced training.

Keywords: postgraduate education, additional professional education, advanced training, distance learning.

 

Сегодня  в подготовке педагогических кадров происходят существенные изменения.

Учителя с большим опытом работы в современных условиях должны непрерывно  совершенствоваться, получать знания в области новых подходов в образовании, инновационных педагогических технологий, методических основ внедрения обновляемых образовательных стандартов общего образования, а также в сфере современных образовательных запросов ребенка и его семьи.

Непрерывное последипломное образование учителя  должно продолжаться на всем протяжении его профессиональной деятельности.

Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. Она дает возможность педагогам быть конкурентоспособными  на рынке труда, профессионально успешными в педагогической деятельности, которая выражается в повышении качества образования наших детей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне с применением педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания, а также систематически повышать этот уровень. Это свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования педагога на протяжении всей его трудовой деятельности. Эффективным механизмом такого совершенствования стало дополнительное профессиональное образование, которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие педагога, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (Приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 года № 499 (в ред. приказа от 15.11.2013 № 1244) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Поэтому при разработке программ повышения квалификации необходимо учитывать ранее выявленные профессиональные дефициты педагогов, определяющие основу для построения индивидуальной образовательной траектории развития. Кроме того, результаты процедур оценки качества подготовки обучающихся (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и др.) также являются основой для совершенствования качества деятельности педагогического сообщества.

Новые технологии передачи информации, технологии обучения, все новые источники, средства, формы и методы обучения предоставляют обучающемуся современному человеку огромные возможности для удовлетворения своих образовательных потребностей на протяжении всей его сознательной жизни. Он сам становится реальным субъектом процесса обучения. В современной отечественной и зарубежной педагогической науке и практике на рубеже XXXXI вв. и до настоящего времени уделяется значительное внимание проблемам дистанционного образования.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Определения дистанционного обучения в науке трактуется достаточно широко: обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С. Полат); комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А. Первин); синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (A.A. Андреев) .

Процесс внедрения дистанционного обучения в практику последипломного образования заметно ускорился в последнее десятилетие и особенно после 2020 года, поскольку существенным достоинством дистанционного обучения является возможность индивидуализации учебного процесса путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения. Дистанционное обучение предполагает тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, оно обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляет возможность группового обучения.

Кроме того, чрезвычайно важно: практика применения дистанционного обучения диктует определенные требования, в частности, необходимо предусматривать эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по своей индивидуальной учебной траектории. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным.

Таким образом, эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, используемых при этом педагогических технологий, эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов, эффективности обратной связи. Необходимо отметить, что любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельно познавательной деятельности обучаемого с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по этому курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса.

В этом случае на преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т.п. Преподаватель помогает обучаемым в их профессиональной переподготовке.

Одним из главных требований при дистанционной форме обучения к учебным материалам является их «дидактическая целесообразность, определяемая, в конечном счете, моделью деятельности, к которой должен быть готов студент». Отечественный опыт организации дистанционного обучения позволил выделить его необходимые совокупные элементы. К их числу принято относить учебные материалы в некоторой предметной области, «средства контроля и мониторинга, справочные материалы, а также средства их проектирования, структурирования и конструирования, предназначенные для оперативного обновления курса, формирования различных версий учебных пособий и методических материалов», размещенных в специальной информационной образовательной среде. В настоящее время дистанционное обучение законодательно закреплено в нормативно-правовом пространстве РФ. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», значительно расширяются возможности электронного обучения граждан, в том числе с использованием дистанционных технологий.

В дистанционном обучении преподавателей разнопрофильной подготовки среднего образования в системе последипломного педагогического образования необходимо использовать современные общие и частные технологии управления самостоятельной работой, применяемые в профессиональном образовании.

Кроме этого, своеобразие системы управления образовательной деятельностью в дистанционном обучении заключается в использовании принципа модульности как при выборе учебных модулей самими обучающимися, так и при разработке электронных учебных курсов преподавателями. Формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию в процессе дистанционного обучения преподавателей обеспечивается за счет реализации принципа положительного эмоционального фона обучения и связи обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

В связи со сложившимися условиями оптимальным решением при организации последипломного образования выступает построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов.

Выстраивание современной системы профессионального развития руководящих и педагогических работников актуализировано требованием к кадровым условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (повышение уровня квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития). При этом часто повышение квалификации работников образования носит несистематичный и нецеленаправленный характер, а в результате они продолжают испытывать индивидуальные затруднения, снять которые призвано научно-методическое сопровождение педагогических работников в курсовой и послекурсовой период, в частности – разработка индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников.

Цель построения индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов: создание условий для развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций и организаций дополнительного образования в курсовой и послекурсовой период.

Задачи:

обеспечение включённости руководящих и педагогических работников в образовательный процесс в соответствии со своей зоной актуального развития, своими проблемами реальной практики и с учётом своих профессиональных дефицитов;

стимулирование повышения профессионального уровня руководящих и педагогических работников, овладение ими современными образовательными технологиями.

По результатам выявленных профессиональных дефицитов педагогов организуется обучение педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края в соответствии с Положением о плане-программе «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагогических работников» и Положением об организации и проведении обучения по индивидуальному учебному плану.

Таким образом, индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников – это инновация в системе непрерывного образования, которая способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для учителей способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности в последипломном образовании помогает учесть индивидуальные потребности и профессионально-личностные запросы руководящих и педагогических работников, их опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности.

Список использованных источников

1.     Андреев A.A. Введение в дистанционное обучение: учебно- методическое пособие. М.: изд-во  ТПУ. 2009. 198 с.

2.     Белобородов А.А., Зуков Р.А., Данилина Е.П., Здзитовецкий Д.Э. Современные проблемы последипломного медицинского образования // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика: Материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Главный редактор С.Ю. Никулина. 2013. С. 402-404.

3.     Дробышев Е.Ю. Педагогическое моделирование в системе дополнительного профессионального педагогического образования // Наука и мир в языковом пространстве: сборник научных трудов V Международной научной конференции. 2019. С. 276-281.

4.     Дубина Ю.А. Современная образовательная политика и проблема формирования языковой компетенции научных работников в системе последипломного образования // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2012. № 12 (267). С. 44-47.

5.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/

6.     Смирнова Я.В. Рефлексивная компетентность как условие повышения педагогического мастерства в системе последипломного образования // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 190-195.

7.     Субочева М.Л. Особенности последипломного педагогического образования преподавателей в среднем профессиональном образовании: понятийно-смысловой аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9737

 

 

×
×