Автор: Завьялова Наталья Львовна
Просвещение молодежи в сфере межнационального взаимодействия. К вопросу формирования толерантного межнационального взаимодействия.
Завьялова Наталья Львовна
Студентка
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Аннотация: Становление межэтнического взаимодействия приобретают особую актуальность в современной российской действительности. Многонациональное государство, гражданами которого мы являемся, ставит задачи воспитания у индивида основ позитивного отношения к представителям иных этнических общностей. Негативные стереотипы рождаются там, где не воспитывают уважение и понимание общности исторического пути народов, проживающих в едином государстве. Целенаправленная и систематическая работа по поликультурному образованию обучающейся молодежи является важной частью процесса воспитания. В статье рассматриваются аспекты процесса формирования межнационального согласия у молодежи. Раскрываются некоторые факторы этого процесса.
Ключевые слова: гражданское образование, гражданин, культурное сообщество, толерантное межэтническое взаимодействие.
Education of young people in the field of interethnic interaction. On the issue of the formation of tolerant interethnic interaction.
Zavyalova Natalia Lvovna
Student North Caucasus Federal University
Abstract: The formation of interethnic interaction is becoming particularly relevant in modern Russian reality. The multinational state, of which we are citizens, sets the task of educating the individual of the foundations of a positive attitude towards representatives of other ethnic communities. Negative stereotypes are born where respect and understanding of the common historical path of peoples living in a single state are not brought up. Purposeful and systematic work on multicultural education of students is an important part of the education process. The article discusses aspects of the process of formation of interethnic harmony among young people. Some factors of this process are revealed.
Keywords: civic education, citizen, cultural community, tolerant interethnic interaction.
Начало 21 века уже показало, что человечество выходит на новый виток вызовов и неопределенностей. Во времена кризисов к гражданскому идеалу обращаются как к надежде, способу решения проблем или цивилизационному проекту. Может ли гражданское образование внести свой вклад в ответ на новый цивилизационный вызов?
Вопросы подобного рода – это не просто интеллектуальное любопытство. От этой области образования многого ждут разные группы общества: политики, чиновники, родители, бизнес сообщество, профессиональные и общественные организации, средства массовой информации, правозащитники и др. Гражданское образование в настоящее время – предмет множества исследований, часть образовательной политики многих стран и обширная область педагогической практики.
Современные концепции гражданского образования опираются на различные представления о гражданине, гражданстве и гражданском обществе, зачастую отличающиеся внутренней противоречивостью в виду их длительной эволюции и различных культурно-исторических трактовок, что затрудняет определение методологических ориентиров формирования целей и содержания гражданского образования. Представления о гражданском идеале на протяжении столетий претерпели значительные качественные изменения.
Понятие «гражданин» сегодня содержит в себе:
1. идентичность, включающую в себя ценности, индивидуальную и коллективную память и историю;
2. чувство принадлежности к группе или культурного сообществу;
3. отношения с другими и межкультурные отношения;
4. конструирование смыслов и гражданскую идентичность через диалог культур.
Все эти тезисы можно объединить общим понятием «межнационального взаимодействия».
Проблемы формирования толерантного межэтнического взаимодействия приобретают особую актуальность в современной российской действительности. Поликультурное пространство, участниками которого мы являемся, ставит задачи формирования у личности основ позитивного отношения к представителям иных этнических общностей. Между тем, многочисленные исследования доказывают, что отношение к чужим этническим общностям часто строится на негативных стереотипах и предрассудках, которые препятствуют позитивному межэтническому взаимодействию, основанному на диалоге и сотрудничестве. Опыт собственных наблюдений показывает, что негативные стереотипы рождаются там, где нет реального образа своей и иной культуры. Поэтому нам кажется очевидной необходимость целенаправленной и систематической работы по поликультурному образованию обучающейся молодежи.
Как показывает мировой и российский опыт, важнейшими условиями формирования позитивной поликультурной среды является развитая культура межэтнического и межконфессионального диалога и сотрудничества, основанная на ценностях гражданского согласия, признания и уважения плюрализма культур, межгрупповой толерантности и доверия.
Ставропольский край относится к наиболее поликультурным регионам России. Его отличает особое геополитическое положение (граничит с пятью национальными республиками), высокая этническая мозаичность, поликонфессиональность, большое количество мигрантов. Исходя из этого, актуальной в условиях края является задача формирования и поддержки этнической толерантности, соответствующей культуры соседства и согражданства.
Известно, что существуют различные способы формирования этнической толерантности: поликультурное образование, педагогически организованное взаимодействие представителей разных этносов, тренинги и пр. В рамках воспитательной работы нашего образовательного учреждения проводится обучение педагогов и обучающихся , реализуется специальная программа, ориентированная на повышение этнокультурной компетентности и этнической толерантности.
Наша школа является полиэтничной. В ней обучаются 1 084 ребенок ; представители русского этноса являются наиболее многочисленной группой – 914 человека (84,4%), представители других этносов 15,6 %. Поэтому возникла необходимость провести всесторонний диагностику уровня межнационального взаимодействия среди обучающихся и педагогов.
В работе мы использовали следующие методики:
1. Тест Филипса «Определение школьной тревожности» для 5-6 классов
2. Модификация опросника тревожности И. Д. Спилбергера (автор Андреева А. Д.) для 7-11 классов.
3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого)
4. Опросник Бойко В. В. «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения.
Проанализировав данные диагностики нами было принято решение начать обучение педагогических работников. В основу обучения педагогов легла программа Якимович И, Г. к.п. наук, доцент каф. педагогики БГУг. Брянск, состоящая из 5 занятий.
Работа по формированию толерантного межнационального взаимодействия с обучающимися проходит как в урочной , так и внеурочной форме.
Изучая курс «Обществознание», обучающиеся получают представление о современных глобальных проблемах человечества, о месте России в концентре мировых держав. Курс выстраивается как система интеллектуальных задач.
На уроках курса поднимаются вопросы межнациональных конфликтов, национальных противоречий, проблемы отцов и детей, вопросы молодежных субкультур. Отвечая на вопросы учителя и анализируя ответы товарищей ребята приходят к пониманию необходимости толерантного отношения не только к людям другой национальности, но и другого вероисповедания, взглядов, возраста и т.д.
Широкое поле деятельности по формированию межнационального взаимодействия имеют такие учебные дисциплины как история, литература. Они учат не только уважать и гордится своей национальной идентичностью, но и принимать и понимать культурные особенности других этносов и народов.
Во внеурочной деятельности вопросам межнационального взаимодействия отводится особое место.
В нашей школе успешно реализуется программа «Гражданско — патриотического воспитания школьников», которая включает раздел «Формирование толерантного межнационального взаимодействия у обучающихся». Программа разбита на 7 лет с 5 по 11 класс. И включает ряд часов общения , бесед и тренингов направленных на формирование различных направлений понятия «толерантность»: гражданско – правовой, духовно – нравственный, семейный, коммуникативный, этнокультурный.
Для обучающихся начальной ступени педагогами школы разработаны часы общения , соответствующие их возрастным особенностям.
В план воспитательной работы школы внесены ставшие уже традиционными мероприятия:
ü Митинг, посвященный Дню памяти жертв терактов;
ü Единый классный час по параллелям, посвященный международному дню Толерантности (ноябрь);
ü День защиты детей (апрель)
ü Дискуссионный клуб ( по различным темам, в соответствии с планом работы школы. На который приглашаются представители различных общественных, неформальных и др. организаций, поднимаются спорные, противоречивые вопросы современной жизни. Ребята учатся не только грамотно и аргументировано представлять и отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую);
ü Школьный кинолекторий.
С 2021 года наша школа стала участницей проекта «Творчество как основа межкультурного диалога», творческая мастерская «Лидер 21 века».
В рамках проекта была разработана и по окончанию работы проекта успешно реализуется программа обучения школьных – лидеров «Лидер 21 века».
Работа школы актива проходит в каникулярное время 3 раза в год. На учебе ребята знакомятся с основами российского законодательства, учатся социальному проектированию, правовому взаимодействию, художественному моделированию и знакомятся с интернет технологиями..
В школе «Лидер21 века» с обучающимися работают педагоги школы, психолог, преподаватели и студенты ВУЗов г. Ставрополя, социальным партнером программы стали Шпаковский районный Союз Молодежи и Шпаковский Центр молодежных проектов.
Результатами реализации программы за текущий год можно считать повышение интереса школьников к волонтерской деятельности ( в нашей школе организован один из первых и лучших в городе волонтерских отрядов) социальному проектировании. ( в школе реализуется силами обучающихся 3 социальных проекта «Школа настоящего будущего», «Память» и «Твори добро»), за истекший год а школе не наблюдалось ни одного конфликта на национальной и межэтнической почве.
В течении последних 3 – х лет в школе успешно проходит социальный проект «Кавказская «кухня», состоящий из предварительного этапа – включающего знакомство отдельных классных коллективов с историей, культурой, обычаями и традициями народов проживающих на территории Ставропольского края/ Северного Кавказ, очный этап – в котором каждый классный коллектив знакомит ребят с одним из народов нашего региона. Этот проект позволил нам расширить знания обучающихся о наших соседях, прикоснуться к культуре народов, проживающих на Ставрополье.
Промежуточная диагностика показала, что уровень межнационального взаимодействия обучающихся в школе несколько возрос.
В планах нашего образовательного учреждения стоит вовлечение родительской общественности в процесс формирования межнационального взаимодействия поведения. Ни для кого не секрет, что основа любого воспитания это семья. На будущий учебный год разработаны темы для родительского лектория и классных родительских собраний .
В заключении хочется сказать, что наша эпоха – это время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам выпало жить, учиться и работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира. Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? На мой взгляд, «знание» предполагает не только обобщение, осмысление прошлого опыта, но и осознание того, что каждая крупица этого опыта оплачена дорогой ценой.
Список источников
1. Долган А.Г., Кочетова И.Д. Теоретическое обоснование разработки содержания межкультурной компетентности студентов-дальневосточников, формирующейся при обучении иностранным языкам // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mir-nauki.com /PDF/21PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Карнышев А.Д., Карнышева О.А., Иванова Е.А. Межкультурная компетентность и межэтническая толерантность студентов [Текст] / А.Д. Карнышев, О.А. Карнышева, Е.А. Иванова // Социология образования. – 2013. – №6. – С. 62-79.
3. Карнышев А.Д., Костин А.К., Иванова Е.А. Межнациональное согласие рождается в семье и школе [Текст] / А.Д. Карнышев, А.К. Костин, Е.А. Иванова; Вост.-Сиб. гос. акад. образования, Иркут. ин-т повышения квалификации работников образования. – Иркутск: ИД Сарма, 2013. — 150 с.
4. Карнышева О.А. Программа работы с семьями учащихся по повышению компетентности родителей в формировании МК детей [Текст] / О.А. Карнышева // Поликультурное образование как основа межнационального согласия / ВСГАО. – Иркутск, 2013. – С. 184-195.
5. Качимская А.Ю. Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей [Текст] / А.Ю. Качимская // Вестник КемГУ, 2015. – Вып.3. Т. 3. – С. 8-14.
6. Качимская А.Ю. Роль телевидения в формировании экономической культуры школьников / Пятнадцатая международная научно-практическая юбилейная конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» 24-27 ноября 2015 г.: Материалы конференции. – СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2015. – С. 127-134.
7. Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mirnauki.com/PDF/23PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Проблемы и ресурсы психологии патриотизма и межнационального согласия: монография / науч. ред. А.Д. Карнышев. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015 – 427 с.
9. Смык Ю.В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст [Текст] / Ю.В. Смык // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та, 2015. – №6 (159). – С. 38-41. 10. Смык Ю.В. Специфика преподавания психологических дисциплин студентам непсихологических направлений подготовки [Текст] / Ю.В. Смык // Вестник Саратовского института развития образования. 2015. №4. С. 95-100.