Автор: Мурадова Эльмира Талеховна
Само по себе понятие цифровая грамотность это набор познаний и умений, которые нужны для безопасного и действенного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность служит катализатором развития, так как способствует самообразованию и приобретению принципиально актуальных способностей.
В современном мире развитие цифровой грамотности становится все более важным, так как в прогрессивной общественности постоянно происходят изменения. Эти изменения стали предпосылкой того,что поменялись цели современного образования, произошли перемены в работе преподавателя и учеников, обновилось содержание образования,тем более современное поколение младших школьников относятся к поколению Z, это дети которые родились в цифровую эпоху и с рождения пользуются цифровыми технологиями. Нынешние школьники живут и учатся в цифровой эпохе. Они стремятся к мобильности, у них есть потребность получать информацию в интерактивном, игровом формате, имеют зависимость от Интернета, поэтому педагоги понимают, что без новых и современных технологий нельзя представить себе современную школу, поэтому требования к компьютерной грамотности в начальной школе возрастает. Учитель должен научить школьника владеть информацией, знать источник информации, искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно информацию, грамотно оформлять и представлять её. Например, на уроках для создания проекта учащийся должен применить знания такие как создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, простых схем, таблиц в публикации. Используя методы и приёмы учитель формирует у учащихся начальной школы информационную грамотность так же Использование информационных технологий и ресурсов в начальных классах – одно из условий повышения качества образования. Важнейшей проблемой является формирование компетенций школьников младших классов в области информационной безопасности. С целью выявления цифровой компетенции было проведено много опросов среди младших школьников 2-4 классов. Основным определением было: «Под цифровой компетентностью понимают готовность и способности ребенка уверенно, критично и безопасно выбирать, и применять информационно-коммуникационные технологии в своей жизнедеятельности»
В итоге опросы показали, что у школьников начальных классов имеются слабые представления об информационной безопасности.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
— большинство детей начальной школы научились пользоваться Интернетом самостоятельно;
— в цифровую эпоху использование Интернета, средств мобильной связи, электронных устройств и приложений становится необходимым образом жизни школьников, в том числе младшего возраста;
— младшие школьники мотивированы в повышении цифровой грамотности;
-существующий показатель цифровой грамотности младших школьников не обеспечивает грамотное и безопасное использование Интернета;
Из всего вышесказанного можно сделать выводы о необходимости системного и целенаправленного приобретения цифровых компетенций, в особенности навыков информационной безопасности. С целью предотвращения от потенциальных цифровых угроз и негативного воздействия Интернета необходимо целенаправленно формировать цифровую грамотность у младших школьников. Цифровая безопасность – компонент цифровой грамотности, которую необходимо формировать в начальных классах.