Беседа с родителями на тему «Мы и наши трудные дети»

Автор: Зоя Анатольевна Саенко

Беседа с родителями на тему «Мы и наши трудные дети»

Составила  педагог дополнительного образования Саенко Зоя Анатольевна

Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей . Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку
Задачи:

Формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях;

— Рассмотреть положительные и отрицательные стороны

воспитательного воздействия родителей на ребенка;

— Предложить шаги, советы понимания детей;

— Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей

безусловной родительской любви;

План проведения:

  1. На доске написан афоризм

Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.

1.      Вступительное слово

  1. Проведение теста с последующей интерпретацией
  2. Задание 1 с последующим обобщением
  3. Задание 2 с последующим обобщением
  4. Задание 3. “В лучах родительского солнца”
  5. Обсуждение
  6. Советы родителям для взаимопонимания
  7. Заключение

 

Время проведения – 40-50 минут

Участники: родители обучающихся

Инструментарий: бланки с тестами, чистые листы бумаги, заготовки солнца с лучами, ручки, карандаши,

Место проведения: класс

 

Ход проведения:

 

Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.

 

Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

        Но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.  С гениальной простотой писал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям:  «Ваше собственное поведение, — утверждал он в «Книге для родителей», — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребёнка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать,  вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия». Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.

       Уважаемые родители сегодня мы будим говорить о наших трудных

детях и о нас. А именно попытаемся ответить на вопрос:

Всегда ли мы понимаем наших детей? И постараемся выстроить путь к пониманию наших детей.

Для начала хочу предложить вам тест состоящий из 14 вопросов.

Перед вами лежат бланки с вопросами. Вам надо выбрать один из ответов и поставить галочку в строчке ответа.

Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. У вас 2 минуты.

Вопросы:

да – 2 балла

отчасти, иногда- 1 балл

“нет” – 0 баллов

1.      Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.       Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются с вами по личным делам

3.       Интересуются ли они вашей работой?

4.      Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.      Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6.      Проверяете ли вы, как они учат, готовят уроки?

7.      Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8.      Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9.      А “детские праздники” — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

10.  Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11.  Обсуждаете телевизионные передачи и книги?

12.  Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13.  Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14.  Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Подсчитываем количество набранных вами баллов:

более 20 баллов

Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными

от 10 до 20 баллов

Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем-то дополнить

менее 10 баллов

Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

Итак, Вы все ответили честно, набрали количество баллов. Тем не

менее, я предлагаю вам поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании

своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему мы их иногда не понимаем?

Задание 1.

Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.

— согнуть лист пополам; 
— еще раз пополам; 
— оторвать верхний правый угол; 
— оторвать нижний правый угол. 
— Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. 
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, — это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные. 
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, — это родители.
Многие, наверное, со мной согласятся, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. В определенном возрасте детям особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент? Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у него есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все.

               На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет. 
Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. 
Но быть нужным — это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. 
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

           А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.

Задание 2.

А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так, как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.

А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это первый шаг к пониманию.

                                                                     Задание 3.

“В лучах родительского солнца” (заготовить солнце)

— На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё

имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю

своего ребенка, как солнышко согревает землю?” Например вы пишете на

одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми

словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая,

как это важно для него”, на третьем — “Я добрая” и т.п. Пожалуйста,

работайте, у вас 3 минуты!

— Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев

— Итак, мы сделали 2 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь,

что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка.

                                   Советы родителям для взаимопонимания:

— Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его.

— Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности.

— Умение слушать и слышать собеседника.

— Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада.

— Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему «громкому» примеру.

— Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ.

— Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи.

— Основной путь к взаимному пониманию родителей и ребенка — это проявление терпения и сочувствия.

— Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной.

— Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.

Заключение

Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.

Завершить хотелось бы стихами.

Не мерь достатком, роскошью все дни,

Ребёнка Душу — чистой сохрани!

В пучине сгинет океан страстей,

Тогда поймём, родных своих детей.

                  Надеюсь, что сегодня вы приобрели для себя что-то новое в отношении со своими детьми. Стали более опытнее и умнее. Общайтесь со своими детьми, радуйтесь вместе с ними, открывайте новое в своем ребенке. Спасибо за внимание.

 

Литература

  1. Анастази Л. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Т.I. — Гл. 1.; Т. П. — Гл. 16.
  2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Бори­совой. — М, 1997. — Гл. 1—4.
  3. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.— Т. 5.— С. 257 —321.
  4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Вен-гера, В.В.Холмовской. — М, 1978. — Гл. 1, 2.
  5. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 4- 16.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.
  7. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1 —5.
  8. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —
  9. С 75-81.
  10. ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Избр. психол. труды. — М, 1989. — С. 60 — 77.

 

×
×