Анализ снижения учебной мотивации студентов

Автор: Авдюхова О. Г., Баранова В. В., Захарова С. А., Некрасова М,А., Коншина Д.П, Лукин А. С., Поковба Ю.И., Попужаева Е. А.

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-font-kerning:1.0pt;
mso-ligatures:standardcontextual;
mso-fareast-language:EN-US;}

Авдюхова О. Г., Баранова В. В.,  Захарова С. А., Некрасова М,А., Коншина Д.П, Лукин А. С., Поковба Ю.И., Попужаева Е. А.

 АНАЛИЗ СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВГУ.

Аннотация. В ходе работы представлены и проанализированы показатели, использующиеся при анализе учебной мотивации, на основе данных Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В данной статье рассмотрены причины и факторы снижения учебной мотивации студентов НовГУ, а также разработаны и представлены рекомендации для повышения учебной мотивации студентов ВУЗов.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мотивация студентов, мотивы, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, диагностика, побуждения.

В настоящее время в науке отсутствует единый подход к изучению проблемы мотивации. Отсутствует единая терминология и чётко сформулированные понятия. Поэтому многие исследователи, работающие в данном направлении, самостоятельно выдвигают собственные теоретические концепции, где рассматривают разные движущие силы и наборы основных факторов мотивации. Изучением мотивации занимались такие отечественные исследователи, как Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан и др.

В данной статье мы решили остановиться на определении Немова, который в своем психологическом словаре писал, что «мотивация – причины, лежащие в основе поведения отдельно взятого человека (или животного) – т.е. то, что инициирует, направляет и поддерживает поведение организма в данной ситуации» [7].

Причины, побуждающие человека к чему-либо, могут быть совершенно разными. З. Фрейд считал, что мотивация определяется бессознательным – сексуальными или агрессивными влечениями, которые требуют удовлетворения. У. Джемс, наоборот, придерживался теории, что мотивация связана с сознательным принятием решения.

Кроме того, существуют определенные факторы, влияющие на мотивацию. Х. Хекхаузен и Е.П. Ильин считали, что мотивация хоть и может зависеть от внешних факторов, обуславливается только внутренними, которые и побуждают к действию.

Также во многих исследованиях (В.Г. Асеев, С.Л. Рубинштейн, О.Х. Маурер) ставится вопрос о двумодальности мотивации – противопоставлении её положительной и отрицательной сущности, например, мотив стремления к чему-либо и избегания, поощрения и наказания. Это говорит об отношении эмоций человека к его интересам и потребностям. Таким образом, С.Л. Рубинштейн говорит о том, что в мотивации большую роль играет не только само побуждение к чему-либо, но и эмоциональный фон, который сопровождает принятие человеком какого-либо решения.

Мотивация играет большую роль в деятельности человека, но в нашем исследовании мы рассматриваем учебную мотивацию, как один из частных видов мотивации.

«Учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения» – данная терминология широко распространена в литературе, посвященной решению психолого-педагогических проблем. Она обозначает совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяют направление этой активности [6].

«Учебный мотив» – элемент структуры учебной мотивации. По Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как в семье, так и в самой школе [2]. По отношению к студентам высших учебных заведений данное определение также может относиться, так как основные мотивы учебной деятельности у них формируются в семье и школе, и продолжают развиваться уже в университете.

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), используемая нами в данной работе для проведения исследования учебной мотивации студентов НовГУ, результаты которого будут представлены ниже, определяет следующие мотивы учебной мотивации:

Коммуникативные мотивы – стремление к установлению контакта с другими людьми или желание к сохранению и упрочнению уже существующих положительных межличностных отношений.

Мотивы избеганиястремление к избегаю неудачи, особенно если результат оценивается кем-то другим  

Мотивы престижаэто стремление быть лучшим в своей профессии

Профессиональные мотивы – это внутренние стремление, которое определяет направление активности человека в профессиональном поведении.

Мотивы творческой саморегуляции – желание человека наиболее оптимально решить противоречия, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Учебно-познавательные мотивы – направленность человека на усвоение способов получения знаний.

Социальные мотивы – ориентация человека в ходе учения на других людей в процессе его обучения (долг, ответственность, стремление занять определённую позицию).

Мотивация учебной деятельности является многофакторным процессом, который зависит от ряда факторов, в числе которых можно выделить:

·                   Индивидуальные особенности каждого студента;

·                   Характер референтной группы и ее влияния на мотивацию студента;

·                   Организация образовательного процесса и дидактические приемы, применяемые преподавателями;

·                   Личные качества преподавателей и их отношение к студентам;

·                   Специфические особенности предмета и его восприятие студентами;

·                   Уровень развития студенческой группы и другие факторы.

Каждый из этих факторов оказывает взаимодействующее влияние на мотивацию студента, формируя ее особенности и направленность на конкретную учебную деятельность.

В качестве причин потери учебной мотивации студента может выступать:

1.                 Ошибочно выбранное направление подготовки. Это может возникнуть вследствие переоценки своих способностей;

2.                 Деятельность, требующая от студента больше усилий, чем он в состоянии приложить;

3.                 Стресс. Мотивация может снижаться на фоне постоянного стресса, которые может быть вызван резкой переменой места проживания;

4.                 Страх перед выполнением заданий, курсовых работ и тп., студент боится начать их выполнять, так как считает, что не сможет сделать работу, откладывая все на последний день, при этом из-за нехватки времени страх усиливается и уровень мотивация начать усиленно снижается

5.                 Сложность учебного материала, обусловлена отсутствием способностей у студента к усвоению образовательных программ.

Помимо всего прочего, огромное влияние на снижение мотивации оказывает эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание негативно сказывается на психическом и физическом
состоянии учащегося, снижает уровень учебной мотивации и ведет к сокращению работоспособности [3].

Существует синдром психического выгорания, который представляет собой совокупность таких элементов как редукция (обесценивание) личных достижений, эмоциональное истощение и деперсонализация [4].

Факторы, влияющие на выгорание студента:

·                   Внешние (микроклимат в учебной группе, содержание учебной деятельности и тп.)

·                   Внутренние (мотивация, личные особенности студента, его коммуникативные навыки и ценности) факторы оказывают влияние на выгорание студента.

·                   Осознание студентом смысла своего нахождения в университете (отсутствие осознания увеличивает риск наступления эмоционального выгорания.)

Согласно исследованию Качко, эмоциональное выгорание в значительной степени оказывает влияние на снижение уровня внутренней мотивации студентов, а также таких мотивов как: учебно-познавательные, профессиональные и творческой реализации [5].

Также в исследовании подтверждается наличие обратной связи между ученой мотивацией и эмоциональном выгоранием. Такая взаимосвязь объясняется следующим образом: повышенный уровень эмоционального выгорания приводит к снижению учебной мотивации [1]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что чем выше уровень эмоционального выгорания, тем ниже уровень мотивации.

Практическая часть

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

А. А. Реан, В. А. Якунин, изучая особенности учебно-профессиональной мотивации, выделяют в ее структуре ряд основных мотивов: коммуникативные, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные, мотивы творческой деятельности, учебно-познавательные, социальные. Выше, в теоретической части, данные виды мотивов рассмотрены более подробно.

Назначение теста — Диагностика учебной мотивации студентов.

Описание теста: Методика разработана на основе опросника А. А. Реана и В. А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В. Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н. Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту: оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Обработка и интерпретация результатов теста

• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

Тест

1.                 Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2.                 Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3.                 Хочу стать специалистом.

4.                 Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5.                 Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6.                 Чтобы не отставать от друзей.

7.                 Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8.                 Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9.                 Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10.            Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11.            Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12.            Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13.            Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14.            Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15.            Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16.            Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной

обеспеченности в будущем.

17.            Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18.            Просто нравится учиться.

19.            Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20.            Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21.            Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22.            Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23.            Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24.            Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25.            Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26.            Стать высококвалифицированным специалистом.

27.            Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28.            Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29.            Быть на хорошем счету у преподавателей.

30.            Добиться одобрения родителей и окружающих.

31.            Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32.            Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33.            Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34.            Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Рекомендации по интерпретации результатов

Ни каждая комбинация проявлений мотивов не обязательно благоприятствует осуществлению деятельности. В то же время не всегда можно однозначно определить, является ли сочетание мотивов обучения благоприятным. Однако он может дать некоторые указания на благоприятные и неблагоприятные комбинации мотиваций.

Благоприятной является высокая значимость для студента учебно-познавательной и профессиональной мотивации.

Наименее благоприятно преобладание мотивов избегания. Высокий уровень мотивации избегания может привести к негативным эмоциям в процессе обучения, низкий уровень самостоятельности, неспособность самостоятельно организовать собственное обучение.

Различные элементы социальной мотивации в благоприятных ситуациях (коммуникативная и социальная, мотивация престижа) могут быть выражены на среднем или относительно высоком уровне. Однако важно, чтобы они сочетались с ярко выраженными учебными, познавательными и профессиональными мотивами. Преобладание социальных мотивов при более слабом представлении учебных, познавательных и профессиональных мотивов может привести к формализации обучения, снижению интереса, положительному эмоциональному фону в процессе обучения.

Выраженность творческих саморегулируемых мотивов может быть фактором, облегчающим выполнение нестандартных, творческих задач. Однако это также достаточно высокий уровень учебной, познавательной и профессиональной мотивации.

В исследование приняли участие студенты 2 курса из таких городов как Псков (Псковский государственный университет), Великий Новгород (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого), Москва (Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт) и Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)

Вывод:

 

У большинства студентов наблюдается преобладание коммуникативных мотивов (23% опрошенных).  Профессиональные мотивы ярко выражены у 22% респондентов. Мотив избегания – 19%, мотивы творческой саморегуляции – 12%, мотив престижа – 10%. Учебно-познавательные и социальные мотивы встречаются редко (по 7% опрошенных).

Рекомендации

Психологические методы мотивации:

1.                 Мотивирование студентов преподавателем;

2.                 Связь студент-преподаватель;

3.                 Уважение к обучающимся;

4.                 Заинтересовать студентов их будущей профессией;

5.                 Мотивация личными достижениями;

6.                 Выполнение своих обещаний;

7.                 Образование положительного отношения к будущей профессии;

8.                 Доброжелательный, спокойный тон, формирование положительного микроклимата в группе;

9.                 Предоставление максимальной свободы студентам;

10.            Заинтересованность в личных достижениях студентов в профессиональной деятельности и мнением обучающихся по каким-либо вопросам.

Существуют также советы по организации учебного процесса и оцениванию студентов.

Организация учебного процесса:

1.                 Выработанный план организации учебного процесса;

2.                 Оглашение целей занятия, для того чтобы студент мог сориентироваться и быстрее начать активно принимать участие в занятии;

3.                 Обращение внимания на непосредственную область применения полученных знаний и навыков: Сообщению целей может служить какой-то рассказ или жизненный опыт, где полученные знания могут быть применены;

4.                 Не вести лекцию, читая ее с учебников, не сидеть все занятие за столом: студенту будет сложно слушать преподавателя, который просто повторяет материал из учебника, прочитать учебник он может сам, гораздо с большим интересом студенты воспринимают разговорную речь, эмоциональный рассказ, беседу.

 

Оценка и контроль знаний студента:

1.                 Регулярная и постоянная система оценивания со стороны преподавателя;

2.                 Обучающихся, доводить до сведения о критериях оценки их деятельности;

3.                 Обязательная защита выполненных работ для тех студентов, которых не было на занятии, как способ отработать прогул и не потерять баллы за предмет;

4.                 «Метод закрытой доски»: Возможен ответ студента у доски таким образом, чтобы аудитория не видела результаты труда, отвечающего;

5.                 Разбирать ошибки написанных тестов, практических, самостоятельных и контрольных работ;

6.                 Привлечение обучающихся к написанию учебных пособий, к образованию учебной деятельности: успешно проходящим обучение студентам выдавать специальные задания, связанные с выбором и проверкой информации по какому-либо вопросу. Осознание своего участия и полезности в создании учебного процесса повышает мотивацию

 

Список литературы:

1.                 Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. — 280 с.

2.                 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. Воронеж, 1995. С. 181.

3.                 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 258 с.

4.                 Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. — 2010. — Том 6, № 1. — С. 27-39.

5.                 Качко Д.С. Влияние эмоционального выгорания на учебную мотивацию студентов // Огарёв-Online. 2021. №16 (169). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnogo-vygoraniya-na-uchebnuyu-motivatsiyu-studentov (дата обращения: 20.04.2023).

6.                 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

7.                 Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — С. 220.

 

 

×
×