8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Формирование интонационной стороны речи у детей с заиканием

Автор: Плотникова Светлана Александровна

Проблема исследования обуславливается тем , что в настоящее время все больше детей имеют различные речевые расстройства, среди них нередко встречается такое нарушение как «заикание».

Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).

В онтогенезе развитие и становление интонационной стороны речи происходит постепенно. По мнению ученых, интонационная структура речи формируется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально- экспрессивным аспектом жизни, являющимся ведущим в довербальный период. Ребенок сначала научается понимать интонацию, а потом сам ее воспроизводит.

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка, Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года. Формирование интонации в экспрессивной речи начинается с появления младенческих криков, гуления и лепета.

С целью выявления состояния интонационной стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием, мы используем часть методики Е. Ф. Архиповой.

В экспериментальную группу были включены 5 дошкольников. На основании анализа медицинских и психолого-педагогических документов, а так же из бесед с родителями, были получены следующие данные об участниках исследования. Имеют в своем анамнезе заболевания ППЦНС – двое детей, частые ОРЗ – четверо детей, аденоиды II-III степени – двое детей.

При выполнении первой серии заданий обследования были выделены особенности общего звучания речи.

Все задания оцениваются бальной системой. На основе различной полноты и правильности ответов нами было выявлено три уровня сформированности интонационной стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием:

— более 23 баллов – высокий уровень;

— от 17 до 23 баллов – средний уровень;

— менее 17 баллов – низкий уровень.

1. Задания на обследование воспроизведения интонации

2. Задания на обследование воспроизведения логического ударения

3. Задания на обследования модуляции голоса по высоте

4. Задания на обследование модуляций голоса по силе

5. Задания на обследование воспроизведения тембра голоса

Результаты исследования особенностей интонационной стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием (в баллах)

Имя испытуемого

В, 5 лет

П, 6 лет

К, 5 лет

А, 5 лет

М, 5 лет

Обследование воспроизведения интонации

7

7,5

5

7.5

2,5

Обследование воспроизведения логического ударения

5

7

5

7

2,5

Обследование модуляций голоса по высоте

3,5

1

1,5

3,5

3

Обследование модуляций голоса по силе

4

1,5

1

3,5

2,5

Обследование тембра голоса

3

1,5

2

3,5

2

Общий балл

22,5

16,5

14,5

25

12,5

Общий уровень

средний

низкий

низкий

высокий

низкий

 

1.                    Задания на обследование воспроизведения интонации: 1 ребенок показал низкий уровень, он не может воспроизвести интонацию после нескольких образцов. При сопряжено-отраженном проговаривании каждый раз дает одну и ту же усредненную смазанную интонацию. Восклицательную и вопросительную интонацию воспроизводит одинаково. 3 из обследуемых детей испытывали трудности при воспроизведении различной интонации. Так, в заданиях на воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации, 3-е детей просто повторяли фразы с той же интонацией, что и логопед. 1 ребенок показал высокий уровень, ему достаточно только одного речевого образца, остальные предложения проговаривает по аналогии в соответствии с заданием; если произнесение сопряжено со спазмом дыхательного или речевого аппарата, необходимо сопряженное проговаривание трудного слова или слога, интонация при этом ребенком не смазывается.

2.                   Задания на обследование воспроизведения логического ударения: в первых двух заданиях на обследование воспроизведения логического ударения 1 ребенок самостоятельно выделял главное слово. 2 детей справились с этими заданиями с помощью логопеда. Остальные дети произносили предложения, не выделяя главного слова даже после многочисленных подсказок логопеда. С последним заданием не справилось 100% испытуемых. Из этих детей 3 понимали смысл текста, но не могли выделить главного слова в зависимости от вкладываемого смысла. Остальные отказались от выполнения этого задания.

3.                   Задания на обследования модуляции голоса по высоте: 2 детей показали низкий уровень, дети не могут изменять высоту голоса согласно заданию, голос остается на одной ноте (на высоте для разговорной речи). Задание на воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса 3 детей выполнили с достаточными модуляциями по высоте. Они легко показали различия голоса животных и их детенышей, большого и маленького парохода. У 20% детей наблюдались недостаточные модуляции голоса.

4.                   Задания на обследование модуляций голоса по силе: Лишь 2 испытуемых детей управляет силой своего голоса, с легкостью делают переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. У одного ребенка не сформировано представление о том, что если предмет или животное находится далеко, то мы слышим издаваемые им звуки тихо, а если близко, то громко. Поэтому, при выполнении заданий он легко менял силу голоса, но путал моменты, когда надо было говорить громко, а когда тихо. У 3 испытуемых детей были затруднения в самостоятельном изменении силы голоса. Они выполняли задание после подсказки логопеда.

Задания на обследование воспроизведения тембра голоса: 2 детей справились с передачей тембра голоса персонажа, изображенного на картинке. 2 детей справились с заданием после нескольких проб. У 1 ребенка голос был монотонным и невыразительным, в связи с этим он отказался от выполнения задания.

В результате проведения комплекса диагностических методик по обследованию интонационной стороны речи при заикании получены следующие результаты: низкий уровень развития интонации устной речи – 60% участников, средний уровень – 20% участников, высокий уровень – 20.

У всех детей независимо от формы заикания в той или иной степени нарушены все компоненты просодики.

×
×