«Роль учителя изобразительного искусства»

Автор: Екатерина Владимировна Хованская

«Роль учителя изобразительного искусства»

Хованская Екатерина Владимировна

Учитель изобразительного искусства, МОУ СОШ № 55»

г. Саратов.

Роль учителя в процессе формирования личностных качеств ребенка, чтобы каждый

учащийся чувствовал себя комфортно на уроке изобразительного искусства и имел все возможности для развития своих потенциальных способностей и самореализации. Только учитель «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того, как и

какими средствами пользуется учитель, воспитывая детей, зависит какими людьми

они вырастут. Основное назначение учителя — максимальное развитие каждого

ученика, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных

способностей. При взаимодействии учителя и ученика, и проходит развитие личности

ребенка. Одной из приоритетных задач школьного образования на современном этап

развития общества является организация учебно-воспитательного процесса,

направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов учащихся.

Учитель должен уметь видеть и понимать индивидуальность каждого ученика, его

особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Важно учителю уметь видеть и ценить в каждом ученике единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка. Одним из основных побудителей познавательной активности детей является учитель, воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности. Потому задача учителя – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности. Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности,

направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать

формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных,

коммуникативных, художественных возможностей Учитель должен помочь выявить

лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны. Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

·1.организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

 

·2.формирование мотива предстоящей деятельности;

 

·3.использование различных, в том числе и технических, источников знаний;

 

·4.личностно-ориентированный подход;

 

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития

личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить

эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение

самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.

Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Учитель должен создавать для этого все условия; формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение.

Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм. Внутренняя гармония является показателем для личности ребенка. На уроках изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Ученики, знакомясь с видами и жанрами искусства изучают саму жизнь. Благодаря искусству ученик начинает глубже ориентироваться в мире. Учащиеся приобретают опыт использования простейших орудий: карандаши, кисти; узнают свойства различных материалов: краска, гуашь и др.; возможности и особенностей с ними. В становление личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ученика окружающего мира, но наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно выразительного образа. При изучении предмета «Изобразительное искусство» на уроке использую различные интерактивные методы для формирования УУД. Метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровье сберегающие и игровые технологии. Применение интерактивных методик и педагогических технологий на своих уроках изобразительного искусства способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации, развитию личностных УУД. Программа «Изобразительное искусство» (предметная линия учебников

под редакцией Б.М. Неменского) уже с первых уроков знакомит учащихся с

многообразием видов художественного творчества. Ученики должны научиться

наблюдать, обучиться рисованию, украшению и конструированию, освоить разные

художественные материалы и техники. Естественно, что начинать знакомить учеников с искусством необходимо в игровой форме. Игра и сказка понятны и близки всем ребятам, так как позволяют забыть про страх и дают чувство уверенности в себе, и, конечно развивают образное мышление, наблюдательность, воображение и творческие способности.

 Любая тема урока должна стать для ребенка не только открытием, но и

радостью общения с учителем. Результат необходим каждому ребенку, ругать за

неточный рисунок ребят нельзя, можно только советовать дорисовать детали или немного исправить композицию. Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы учеников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов:

Наблюдение;

Тестирование, анкетирование;

Альтернативные методы исследования;

Портфолио достижений ученика;

Оценка уровня развития личности.

Результаты личностного развития определяются и уровнем воспитанности ученика.

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека.

Показатели сформированной уровня воспитанности

1 мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2 система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3 уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4 уровень сформированной нравственной культуры;

5 уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6 направленность личности (на себя, на общение).

За основу мониторинга уровня воспитанности часто берут методику Н.П. Капустина, так как она максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС.

В ней отражены такие критерии как:

Любознательность \эрудиция

Трудолюбие

Бережное отношение к природе

Отношение к школе

Красивое в жизни школьника

Отношение к себе

В своей работе для формирования личностных качеств ребёнка выделяю:

1 фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

2 работа в парах;

3 групповая работа (на принципах дифференциации);

4 фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся. Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной

деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои. творческие возможности, свой талант.

×
×