План-конспект открытого урока «Варианты работы с исходным текстом на уроках смешанного ансамбля»

Автор: Спиридонова Нина Васильевна, Бирюков Сергей Николаевич

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОГАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

243550 Брянская обл., пгт Погар, ул. Ленина, д.1 «а»

Тел. 8(48349) 2-35-55; Факс 8(48349) 2-15-98; Email: pogar.dshi@mail.ru

ОГРН 1023200917244; ИНН/КПП 3223005008/325201001

 

 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

На тему: «Варианты работы с исходным текстом на уроках смешанного ансамбля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Погар

                                                         2023 г.        

 

 

Преподаватели: Спиридонова Нина Васильевна (отделение «Фортепиано»)

                            Бирюков Сергей Николаевич (отделение «Духовые и 

                            ударные инструменты»).

Учащиеся:                             Коноваленко Омина 4 кл. (фортепиано)

                                               Лушков Станислав  2 кл. (ксилофон)

                                               Рак Ксения 2 кл. (саксофон)

                                               Кожадей Мария 2 кл. (ударные инструменты)

Место проведения урока:    МБОУДО «Погарская ДШИ»

Дата проведения урока:       29 марта 2023 года.

Тема урока:                          «Варианты работы с исходным текстом на уроках

                                               смешанного ансамбля»   

 Тип урока:                            Комбинированный (смешанный) с элементами

                                                    творческого поиска (постановка и достижение

                                                    нескольких целей, выработка умения 

                                                    самостоятельно применять полученные знания

                                                    на практике).

      Вид урока:                       Творческая мастерская (стимулирует совместное

                                                творчество участников ансамбля, дарит радость

                                                открытия, создает условия для плодотворной

                                                 познавательной деятельности. Важным

                                                 элементом такого урока становится создание

                                                 итогового творческого продукта. К преимуществам

                                                 урока «Творческая мастерская» относятся:

                                                 доброжелательные отношения участников

                                             творческого процесса, создание атмосферы

                                             эмоционального комфорта, «взаимодействие» с

                                             композитором — автором музыкального произведения

                                             через соучастие, сотворчество.

Форма урока:                        Мелкогрупповое занятие.

      Цели урока:                       1) Развитие навыков работы с текстом, умения  

                                                        распределения музыкального  материала

                                                        между инструментами смешанного ансамбля.

                                               2) Активизация творческой и познавательной

                                                    деятельности учащихся, накопление

                                                    исполнительского опыта в классе смешанного  

                                                    ансамбля.                   

      Задачи урока  

      Образовательные:

    — формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых    

       для игры в смешанном ансамбле; 

    —  поиск нужного соотношения партий и звучания разных инструментов ансамбля.

       Развивающие:

    — развивать познавательный интерес к изучению музыки разных жанров, стилей,

      эпох;

       — расширять общий кругозор учащихся;

       — развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения;

 — развитие творческих способностей у учащихся.

  Воспитательные

 — воспитание коммуникативности, формирование навыков общения в коллективе;

 — воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством;

 — воспитание трудолюбия;

 — воспитание эстетического вкуса.

Используемые технологии:

  — здоровьесберегающая (чередование видов деятельности во время урока,

    рациональное распределение нагрузки, соблюдение гигиенических условий);

  — сотрудничество (идея совместной развивающей деятельности, скрепленной

    взаимопониманием, совместным анализом хода и результата этой

    деятельности).

 — личностно-ориентированые (поддержка  индивидуального развития ученика,

   предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия

   самостоятельных решений, творчества, создание благоприятной атмосферы).

Методы:

 — словесный (рассказ, объяснение);

 — наглядный (показ, прослушивание музыкального материала в записи);

 — практический (частично-поисковый – ученики  принимают участие в поисках  

   решения поставленных задач).

Средства обучения и оборудование: фортепиано, ксилофон, ударная установка, стулья, ноутбук, нотная литература.

Ожидаемые результаты: учащиеся в результате творческого поиска сами выбирают вариант распределения музыкального материала между участниками (инструментами) ансамбля.

Структура урока:

1.     Организационный момент:

— приветствие;

— оценка условий (наличие средств обучения и оборудования);

     2.  Вступительная беседа (представление участников ансамбля), постановка         

          целей урока.

3.     Основная часть:

— проверка домашнего задания;

— информация о композиторе и исполнителях пьесы «Играем на пять  

  четвертей» П.Дезмонде и Д. Брубеке;

— прослушивание пьесы в исполнении автора, обсуждение услышанного;

— творческий поиск участниками  ансамбля вариантов исполнения пьесы;

— закрепление итогового творческого продукта.

     4. Домашнее задание, выставление оценок.

     5. Подведение итогов урока:

           — рефлексия (учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке);

           — заключительное слово преподавателя.

 

 

                                           Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

 

       Добрый день, ученики, добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию открытый урок с основным составом смешанного ансамбля «Играем на пять».

 

       Тема нашего урока: «Варианты работы с исходным текстом на уроках

  смешанного ансамбля». Для проведения урока у нас есть все необходимое оборудование и, конечно, хорошее настроение.

 

2.     Вступительная беседа.

 

Представление участников.

Представляю вам участников нашего мероприятия. Коноваленко Омина – фортепиано 4 класс, Лушков Станислав  — ксилофон 2 класс, Рак Ксения – саксофон 2 класс, Кожадей Мария – ударные инструменты. Все ученики занимаются в смешанном ансамбле первый год. Сегодня мы будем работать над пьесой П.Дезмонда «Играем на пять четвертей».

     Игра в смешанном ансамбле, по нашему мнению, может стать одним из самых действенных способов музыкально-творческого развития школьника в процессе обучения в ДШИ. Каждый участник ансамбля учится техническим приемам в индивидуальном исполнительстве и техническим приемам исполнения с партнером или с партнерами.

     Исходя из возрастных особенностей и разного уровня подготовки учащихся одного отделения, у преподавателей появляется необходимость в создании смешанных ансамблей, в которых участвуют обучающиеся с разным уровнем владения инструментом, используются самые разнообразные инструменты: ударные, духовые, фортепиано, аккордеон, баян, а так же современные электронные инструменты, синтезаторы. Мы начинали с простых дуэтов: фортепиано и ударные или фортепиано и духовые инструменты, но постепенно в ансамбль стали привлекаться ребята из других отделений, и состав коллективов стал расширяться и варьироваться. Это позволило нам охватить большое количество учащихся и привлечь их к совместному мизицированию, что оказало положительное влияние на овладение юными музыкантами профессиональными навыками игры в коллективе.

     Важен еще один аспект: как показывает практика работы школ искусств, значительная часть выпускников после окончания ДШИ не продолжают профессионального музыкального образования, а для целого ряда учащихся обучением в школе искусств заканчивается активная музыкальная деятельность, в том числе и самодеятельная. Но наш опыт показал, что многие учащиеся, получившие навыки игры в смешанных ансамблях, становятся активными участниками коллективов студенческой художественной самодеятельности в различных учебных заведениях, а некоторые в конечном итоге начинают заниматься профессиональным творчеством.

 

Постановка целей урока.

        Цели нашего урока:

1)    Развитие навыков работы с текстом, умения  распределения музыкального материала  между инструментами смешанного ансамбля.

2)     Активизация творческой и познавательной  деятельности учащихся, накопление исполнительского опыта в классе смешанного  ансамбля.    

Сегодня участникам смешанного ансамбля предстоит самостоятельно попробовать разные варианты исполнения пьесы «Играем на пять четвертей» и выбрать самый удачный, самый приемлемый для исполнения этим составом ансамбля.

 

3.     Основная часть.

 

Проверка домашнего задания.

Каждому участнику было задано играть свою партию от начала до конца по тексту без каких-либо вариантов. (Учащиеся исполняют пьесу П.Дезмонда   «Играем на пять четвертей»).

 

 Информация о композиторе и исполнителях пьесы «Играем на пять  

  четвертей» П.Дезмонде и Д. Брубеке  .

 

          Пол Эмил Брейтенфельд (Paul Emil Breitenfeld) родился в Сан-Франциско 25 ноября 1924 года. Отец его был органистом и тапёром в кинотеатре, а потому с музыкой Пол познакомился с ранних лет. Однако его музыкальное обучение было весьма фрагментарным. Несколько уроков игры на фортепиано, основы гармонии в колледже и немного занятий на альт саксофоне в юности. Основной же школой для Пола были музыкальные записи и живые выступления музыкантов, за которыми он очень внимательно наблюдал. Эта наблюдательность и умение слушать сохранились у него на всю жизнь.

Время учёбы Пола в колледже пришлось на годы Второй мировой войны. С первого курса его призвали в армию – это случилось в 1943 году. Но, к счастью, он попал в военный оркестр Сан-Франциско, где и прослужил три года до самого окончания военных действий. В это время он сменил фамилию Брейтенфельд на Дезмонд. Именно тогда произошла его первая встреча с Дейвом Брубеком .

 

         Дэйв Брубек родился в Конкорде, штат Калифорния, 6 декабря 1920 года. Начинал он карьеру как сольный джазовый музыкант, позже в 1951 году основал The Dave Brubeck Quartet. Американский джазовый пианист и композитор  Брубек  был особенно известен нетрадиционными музыкальными размерами своих произведений.

Брубек начал играть на фортепиано, когда ему было 4 года. Первые его выступления были с калифорнийскими джаз-бэндами в ранние 1930-е годы. Окончив старшую школу в 1938 году, Брубек поступил в Тихоокеанский колледж в Калифорнии. Вскоре после этого он собрал свой первый ансамбль из 12 человек.

Сразу после войны он поступил в колледж Миллс, чтобы учиться музыкальной композиции. О своей страсти к игре на рояле Дэйв Брубек однажды сказал: Для меня рояль сравним с целым оркестром.                                                                                 

              Легендарная Take Five (Играем на пять четвертей), исполненная саксофонистом Полом Дезмондом, стала первой инструментальной композицией, тиражи которой превысили 1 миллион копий.

 

             Прослушивание пьесы в исполнении автора, обсуждение услышанного.                                                                                                                    

Сейчас я предлагаю вам послушать пьесу «Играем на пять четвертей» в оригинальном исполнении. (Включается видео).

Мне очень интересно ваше мнение по поводу прослушанной записи, ваши впечатления от исполнения. (Ученики делятся впечатлениями).

 

Творческий поиск участников  ансамбля  вариантов  исполнения пьесы.

        Наш сегодняшний урок – не совсем «урок» в привычном понимании. Сегодня вы всё будете делать сами. Для этого вы достаточно подготовлены: хорошо знаете свои партии, хорошо «сыграны»,  умеете «поймать» друг друга, умеете сами вступить, если ошиблись. Я предлагаю вам «поиграть» с текстом, попробовать исполнить пьесу с разными вариантами распределения музыкального материала между инструментами ансамбля. Вспомните, как мы готовили эту пьесу к концертам и конкурсам, каким образом распределили мелодию между солирующими инструментами. (Ученики рассказывают, как исполняли мелодию саксофон и ксилофон, затем играют пьесу в варианте последнего конкурсного выступления).                                                                                                                            Самое время  начать фантазировать. Можете совещаться, придумывать свои способы, предлагать свои варианты. Сейчас вы становитесь соучастниками создания музыки, соавторами композитора, аранжировщика. (Ученики совещаются).                                                                                                                          Далее звучит пьеса « Играем на пять четвертей» с изменениями в распределении мелодии между инструментами. По ходу творческого поиска ученики меняют варианты исполнения и в итоге останавливаются на варианте «вопрос – ответ –играем вместе).

 

Далее продолжается работа над закреплением итогового творческого продукта

 

4.     Домашнее задание, выставление оценок:

 — закрепить изменения в исполнении пьесы, играть наизусть;

 — все участники коллектива получают оценку 5 (отлично).

 

5.     Подведение итогов урока.

 

                  Рефлексия.

           Прошу высказать свое мнение и впечатление от нашего урока каждого участника ансамбля. (Ученики рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, подводят итог своей работы, творческого поиска).

 

                Заключительное слово преподавателя.

        Спасибо за прекрасную творческую работу на уроке. Сегодня вы показали не только навыки владения своими инструментами, слаженность звучания в таком сложном виде ансамбля, как ваш (смешанный), но и продемонстрировали свои способности к самостоятельной работе, активному творческому поиску, умению работать в коллективе, принятию самостоятельных решений. Считаю, что поставленные перед вами цели достигнуты, задачи выполнены в полном объеме.

 

                                Всем спасибо! До свидания!

 

                 Список используемой литературы.

 

1.Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

2.Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. – М.: «Музыка», 1983.

3.Инструменты эстрадного оркестра. Программы, проекты для детских музыкальных школ (эстрадная специализация). – М., 1985.

4.Майкапар С.Я. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания. – MPI, 2005.

5.Асафьев Б.В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 152с.

6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / статьи и очерки /. – Л.: Музыка, Лен. отделение, 1974. – 336с. с нот. ил.

7. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2-е, доп.,  — Л.: Советский композитор, 1979. – 352с.8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. – 94с.

9. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных ансамблей и ВИА. – М.: Музыка, 1986. – 146с.

10.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1986. – 87с.

11.Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании / проблемы педагогики электронного музыкального творчества. – М.: Искусство в школе, 2002. – 92с.

12.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 256с., нот. ил.

                                                                           

×
×