Автор: Налбандян Полина Геворговна
Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) – великий русский педагог-демократ,основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, «учитель русских учителей». Педагогические идеи К.Д. Ушинского хорошо согласуются с современностью. Какую бы отрасль педагогического знания мы ни взяли (теорию воспитания или дидактику, физическое, умственное,эстетическое воспитание или методику наглядного обучения) – в развитии каждой из этих областей науки прослеживается могучее влияние его идей.
К.Д. Ушинский оставил нам богатое литературное наследие (газетные и журнальные статьи, методические руководства, отдельные научные издания, письма, программы различных учебных предметов, учебники, художественные произведения для детей), которое подлежит научному осмыслению иприменению современными педагогами в своей педагогической деятельности.
К. Д. Ушинский родился в семье мелкопоместного дворянина и провел свое детство и отрочество в имении отца около г. Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К. Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея..
Но профессорская деятельность продолжалась оченьнедолго. Через два с половиной года Ушинский был уволен занеподчинение формальным распоряжениям начальства. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался литературной работой в журналах. Работая в 1854 — 1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, К. Д. Ушинский провел здесь ряд мероприятий по улучшению воспитательно-образовательной работы. А после стал работать в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Прогрессивная деятельность К. Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у руководителей учреждения. Его стали обвинять в