Автор: Новоковская Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Традиционные русские матрешки – полые. Внутри большой фигурки «прячется» еще парочка меньших по размеру куколок.
Когда-то такие куклы были невероятно популярны. Заморские купцы считали их настоящей диковинкой и с удовольствием приобретали их у русских мастеров и купцов.
Сейчас такой игрушкой сложно кого-либо удивить, но мы все же попробуем! Давайте вместе с вами научимся делать необычные поделки из папье-маше.
Наши матрешки очень знамениты. Про матрешек написаны рассказы, песни, поговорки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг с дружкой
Ах, забавные игрушки.
И зовут их очень просто:
Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, потом крошечки-Русские матрешечки!
-Ребята, у кого дома есть матрешки? (Ответы детей)
-Давайте рассмотрим настоящую матрешку и сделанную в технике папье-
маше. Настоящая сделана из дерева, а другая из простой бумаги.
-Я расскажу вам немного истории.
-Папье-маше (французское слово), в переводе жеваная, рваная бумага. Она легко поддается любой форме, при помощи обычного клея.
-Папье-маше очень кропотливый, трудоемкий процесс, и выполнить все за одно занятие невозможно.
И сейчас мы расскажем вам о том, как будет делаться одна из таких фигурок.
Чтобы самому сформировать такую чудесную игрушку нужно заранее запастись некоторыми материалами и инструментами. Для изготовления цельной фигурки вам понадобятся:
Ø воздушные шары;
Ø газета;
Ø белая бумага;
Ø двусторонний скотч;
Ø ножницы;
Ø ненужное пластмассовое ведерко;
Ø клей ПВА;
Ø простой карандаш;
Ø краска;
Ø красивые бумажные салфетки;
Ø вода;
Ø тряпочка;
Ø кисть.
Цель занятий
Формирование умений и навыков в конструировании изделий в технике папье-маше.
Задачи:
· Развивать скульптурные навыки детей, вызвать интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества.
· Развивать творческую фантазию.
· Освоить декоративную роспись, использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
· Воспитывать аккуратность во время творческой работы.
Форма занятия: групповая.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
· словесный метод (рассказ).
· наглядный метод (иллюстрации, наглядное пособие «Матрешка»).
· наглядно-практический метод (творческая работа).
· игровой прием (физкультминутка).
Материалы и оборудование:
Для педагога:
· План-конспект занятия,
· Иллюстрации,
· Наглядное пособие «Матрешка».
Пошаговая инструкция
Надуйте два воздушных шара, один больше, второй меньше. Маленький шар для изготовления головы куклы, а большой – для туловища. Соединим оба шарика двусторонним скотчем, шарики ставим на ведерко из- под майонеза или стеклянную банку. Разводим клей ПВА с водой, наносим эту смесь на бумагу или газету и наклеиваем на шарики. Хорошо проклеиваем место соединения шариков, чтобы кукла была устойчивой. На подготовленную форму нужно пошагово наклеить несколько слоев газеты или бумаги. Затем надо дождаться полного высыхания бумажной поверхности и после этого добавить еще парочку слоев. От того сколько слоев мы делаем, зависит прочность папье-маше, поэтому если вы хотите, чтобы поделка прослужила вам долгие годы — не ленитесь! Изделие должно хорошо просохнуть, поэтому заготовку необходимо отставить в сторону на несколько дней.
Главным плюсом идеи с шариком является то, что готовую заготовку не нужно разрезать. Достаточно просто выпустить из шарика воздух и извлечь его через небольшое отверстие.
Теперь его нужно обклеить красивыми салфетками и раскрасить лицо, либо распечатать мордашку на принтере и приклеить.
Платок из салфетки
Показывая обучающимся, на своем примере, берем половинку салфетки и, складывая, примеряем, кончики должны сойтись. Полученный размер склеиваем в треугольник (платок). Также смазать низ клеем и приклеить.
Дополнительно поверхность можно обработать лаком. Ведь лак не только добавит блеска, но и защитит игрушку от быстрого износа.
При желании готовую поделку можно дополнительно украсить бисером или блестками.
|
|
|
|
|
|
Данные методические рекомендации могут использовать педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных образовательных организаций и учителя школ, ведущие занятия по программам дополнительного образования.
Работа по изготовлению матрешки закончена!
Подведение итогов занятия
— Посмотрите, какие красивые матрешки у нас получились.
— Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
— Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Уборка рабочих мест и прощание
— Все сегодня молодцы! Ваши матрешки остаются сохнуть.
А нам пора прощаться, и навести порядок на своих местах.
(Уборка рабочих мест.)
— Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!