Алгоритм действий при создании мультфильма при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Яковенко Ольга Алексеевна

Алгоритм действия при создании мультфильма:

 

1. Выбираем любую сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий.

 

2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.

 

3. Подготовка декораций и фона.

 

4. Установка декораций на площадке для съемки, моделирование персонажей.

 

5. Съёмка мультфильма — анимация (взрослый или один из детей выполняет роль оператора, занимает место у телефона или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.)

 

Рекомендации:

 

Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.

 

Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

 

Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось)

 

В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

 

Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

 

6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются в основном эту работу делает взрослый) переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства

 

Рекомендации:

 

Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше — тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 12 кадра в секунду, иногда 24 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 12 кадра в секунду для минуты фильма нужно сделать 720  фотографий.

 

Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

 

7. Музыкальное сопровождение, озвучка(в нашем случае сказку рассказывали дети), титры.

 

8. Размещение фильма в сети Интернет (например, на Youtube, VK)

 

Итак, ваши дети слепили из пластилина героев сказки или придумали интересную историю? На улице плохая погода и хочется заняться чем-нибудь необычным, интересным и увлекательным? Хочется показать детям этапы роста растения? Построить свой город. Тогда — создайте с ними мультфильм!!! Оживите персонажи, наложите голос – результат потрясет и вас и детей. Удачи и творческих вам успехов в этом наиинтереснейшем занятии!

 

Следуя практическим рекомендациям ставим прогнозируемые результаты деятельности:

 

Дети познакомятся и уверенно овладеют новым мультимедийным оборудованием, получив первоначальные компьютерные знания и практические навыки; овладеют навыками самоконтроля и саморегуляции, будут способны выполнять правила в деятельности и действовать как по предложенной инструкции, так и по собственной инициативе; овладеют навыками конструктивного взаимодействия.

 

 Воспитанники закрепят полученные знания о правилах безопасности в условиях городской инфраструктуры, начнут применять их в создании анимационных мультфильмов.

 

Повысится мотивационная активность дошкольников.

 

Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.

 

У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

 

Для решения поставленных задач в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 16 города Ейска муниципального образования Ейский район (далее – МБДОУ ДСКВ № 16) имеются все условия.

 

С 2021 года в дошкольном учреждении открыт кружок мультстудии «Чудо мульт» так же работает Краевая инновационная площадка с 2020 года ««Система работы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях городской инфраструктуры»

 

Мультстудия  удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера, который выступает не только как средство для игры и просмотра мультфильмов, но и способом создания чего-то нового, неизвестного. При этом заставляет ребенка рассуждать, сравнивать, описывать сюжет, брать на себя роль героев и т. д., таким образом, способствует развитию разных познавательных способностей и закреплению правил безопасного поведения в условиях городской инфраструктуры.

 

Мультстудия состоит из оборудования (ширма, веб-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программного обеспечения (диск с компьютерной программой HUE Animation) и научно-методического обеспечения (пошаговая инструкция в вопросах и ответах, методический комплект); ширмы настольной из фанеры с магнитными стенками и сторонами представляет собой разборную конструкцию с размером и основанием 31×21 см, размер одной стороны 33×22, размер второй стороны 22×21 см. Конструктивные возможности ширмы позволяют собирать ее ребенку как правше, так и левше; вертикальные магнитные фоны (лес, луг, небо, изба, дорога, улица) размером 48×21см; 12 элементов декораций, в том числе изображения деревьев, облаков, солнца и др.; самоклеющиеся магниты, с помощью которых декорации крепятся к фонам. Матовое антибликовое стекло служит дополнительным креплением для 8-ми фонов-основ и для крепления героев мультфильма. Дополнительные фоны можно нарисовать на стенках ширмы самостоятельно при помощи маркеров на водной основе или нарисовать на бумаге и распечатать готовую картинку и закрепить ее на стенках ширмы при помощи магнитов; материалы для моделирования (бумага, краски, кисточки, пластилин, кубики, конструктор LEGO, природный и бросовый материал и др.); компьютерные и информационно — коммуникативные средства. Программное обеспечение, входящее в состав комплекта, установлено на ноутбук и может быть активировано на три компьютера одновременно. Компьютерная программа настолько проста в использовании, что ее может освоить ребенок старшего дошкольного возраста, так как все окна интуитивны.

 

Для проведения занятий в МБДОУ ДСКВ № 16 выделено отдельное помещение, которое является SТЕМ-лабораторией. Для полноценного создания мультфильма на современном этапе развития помимо оборудования мультстудии «Я творю мир» используются дополнительные средства ИКТ. Заключительный монтаж, озвучивание, наложение спецэффектов, текстов осуществляется с помощью видеоредакторов «ВидеоМастер» и «ВидеоШоу». Для детской анимации технические характеристики этих программ вполне удовлетворяют требованиям к конечному результату продукта детской деятельности. Также для демонстрации мультфильма детям, педагогам или родителям используется мультимедийный проектор, экран. Для распространения продукта детской авторской анимации используются социальные сети, а также официальный сайт МБДОУ ДСКВ № 16.

 

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМА

 

Поскольку в основе методической разработки лежит формирование наыков безопасного поведения дошкольников в условиях городской инфраструктуры, описывая работу над последовательными этапами проекта, хотелось бы конкретизировать внимание именно на проработке аспектов безопасности, иллюстрируя их примерами мультфильмов, игровых ситуаций и фрагментов занятий.

 

1ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 

Включает в себя анкетирование родителей и выяснение актуальности запроса родительской общественности в дополнительной услуге – кружке мультстудии в детском саду. Составляется (или проводится корректировка) программы кружка, прописывается учебный план, календарное планирование занятий, проводится поиск и подбор необходимой методической литературы, а также приобретение необходимых канцелярских принадлежностей и предметов изобразительного творчества для изготовления продуктов детской деятельности. Когда группа набрана, педагог проводит вводный мониторинг, в живом общении с детьми выясняя степень их кругозора, речевого развития, умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, творческий потенциал и т.д.

 

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ.

 

На основном этапе проводятся теоретические и практические занятия с воспитанниками. Содержание этих занятий подчинено триединству задач: обучение, развитие и воспитание. Однако выделяется большее время на пополнение и актуализацию знаний по правилам безопасного поведения в условиях городской инфраструктуры. Проводятся  беседы, решение ситуаций осознанного выбора, на проведение с детьми конструктивных диалогов о правилах безопасности, подбираются, а порой самостоятельно составляются дидактические игры и игровые задания, направленные на формирование у детей правил безопасного поведения в условиях городской инфраструктуры.

 

По утверждению Р. Г. Казаковой мультфильм, отображающий актуальные для ребенка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы, тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми.

 

Последовательность образовательной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников осуществляется посредством реализации разнообразных форм работы с привлечением мультфильмов. Мультфильмы наряду с живым словом воспитателя дошкольного образования дают возможность более наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, привлечь их внимание, активизировать их познавательную активность.

 

Так беседы по формированию безопасного поведения, сопровождаемые яркими мультфильмами, дают возможность ребенку заглянуть туда, где в реальной жизни он не может оказаться. Чередование демонстрации теоретического материала на экране телевизора, мультимедийной установки и выполнения практических упражнений и заданий детьми помогают закрепить основные доступные возрасту правила безопасности жизнедеятельности.

 

Чтение художественной литературы в сопровождении с просмотрами обучающих мультфильмов позволяет демонстрировать воспитанникам не только правила поведения в различных жизненных ситуациях, но и примеры «неправильного» поведения с помощью отрицательных сказочных персонажей.

 

Театрально-игровая деятельность с детьми, в сочетании с мультфильмами позволяет искусственно создавать возможные опасные ситуации и почувствовать ценность своей жизни, необходимость оберегать свое здоровье, воспитывать готовность к четким действиям в непредвиденных обстоятельствах выполнению алгоритмичных правил безопасности доступных возрастным возможностям ребенка.

 

Дидактические игры с использованием мультфильмов знакомят детей с основными источниками опасности, позволяют уточнить и систематизировать уже сформированные представления о правилах безопасности жизнедеятельности.

 

Таким образом, мультфильм является наиболее эффективным способом подачи нового материала детям, так как позволяет воздействовать на два наиболее значимых органа восприятия: зрение и слух. Поэтому мультфильм имеет большой воспитательный заряд и является наиболее продуктивным наглядным материалом.

 

Можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, при условии правильного их отбора для использования и соответствие целям и задачам формирования безопасного поведения.

 

Кроме того ведется кропотливая работа над выбором темы и созданием сценария. В этом могут принимать участие как дети с педагогом, так и родители. Немаловажной составляющей является предварительная беседа, введение и погружение детей в материал. И, безусловно, игровые отступления, которые не только дают детям переключиться со сложного материала, но и позволяют применить на практике усвоенные знания. Изложенное ниже описание форм и методов работы над каждым мультфильмом наглядно иллюстрирует, что в основе создания мультфильма с дошкольниками лежит творческая составляющая, лишенная привычных шаблонов и позволяющая педагогу успешно реализовать один из основных принципов ФГОС ДОО – «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

3 этап заключительный 

Создание мультфильмов 

4 этап 

Демонстрация

×
×