Роль цифровых технологий в развитии познавательной самостоятельности обучающихся на уроках обществознания

Автор: Гарифуллина Гузель Данисовна

Роль цифровых технологий в развитии познавательной самостоятельности обучающихся на уроках обществознания

Сегодняшний современный мир невозможно представить без цифровых технологий: компьютеров, смартфонов, планшетов. В любом своем проявлении интернет присутствует в нашей жизни и, наверно, нет человека, который не пользовался бы его функциями, услугами. Во всех направлениях ведут цифровизацию процесса работы, то есть в процесс работы вводят компьютеры, интернет-ресурсы и т.д. Под цифровизацией следует понимать внедрение цифровых информационных технологий, переход на цифровой способ связи, записи и передача данных через цифровые устройства. Цифровизация – это внедрение современных информационных и цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности человека и производства.

Данный процесс не обошел стороной и образовательную среду. Каждый человек, который так или иначе связан со школой, с образовательной средой, наблюдает новый этап – этап внедрения в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). ЦОР представляет собой продукт развития современных методов обучения и воспитания на основе оснащения новейшим оборудованием на базе информационных компьютерных технологий, позволяющих расширить возможности педагогических работников, повысив их уровень мастерства и компетентности. Использование информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе считается ключевым моментом в достижении учебных целей.

Функция и роль внедрения цифровых ресурсов и технологий заключается в повышении, улучшении ценности и качества процессов обучения и преподавания. Цифровизация учебного процесса позволяет более качественно достичь поставленных перед образовательным учреждением целей. Также процессы цифровизации влияют на разработку новых учебных пособий, программ для обеспечения взаимодействия между учащимися и учителем. В данном процессе меняется понимание содержания образования, то есть осуществляется переход от знаниевого подхода к компетентностному.

Цифровизация образовательного процесса предусматривает собой самостоятельное изучение и выполнения задания, а учитель в данном случае является лишь направляющим куратором. Переход к цифровым технологиям позволяет:

·                 приучить обучающихся к самостоятельности (будущая система подразумевает самостоятельную работу, с малых лет у обучающихся формируется понимание, что каждый сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание в будущем сыграет роль в формировании характера и сделает человека более твердым. Без излишней заботы педагогов обучающийся добьется более высоких результатов);

·                 отсутствие бумажной волокиты (цифровое образование избавляет обучающихся, учителей от горы бумаг и книг, так как в компьютер вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради);

·                 экономия (переход к цифровым технологиям избавляет от бумажных версий, не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию);

·                 упрощение работы педагогов (в цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь, которая задает направление развития обучающихся и обращение за помощью к педагогу происходит лишь в спорных ситуациях);

Но как и у всего в жизни у каждого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны. К недостаткам цифровой системы образования можно отнести:

·                 риск отрицательного результата (данная система применяется впервые, поэтому нельзя сказать, что результат точно будет положительным);

·                 снижение умственной активности (обучающиеся перестали самостоятельно добывать информацию, так как достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения);

·                 плохая социализация (информационная система снижает уровень социализации человека);

·                 функция педагогов (после цифровизации понятие педагога будет полностью изменено, многое будет автоматизировано).

В данное время есть много цифровых образовательных ресурсов, образовательных порталов, сайтов с помощью которых можно реализовывать и организовать самостоятельную работу обучающихся в урочное и во внеурочное время. И на примере нескольких хотелось бы проанализировать их по подробнее.

Первый сайт, который я бы хотела рассмотреть это – интерактивная рабочая тетрадь SkySmart. Данный сайт разработан на основе рабочих тетрадей АО «Издательство «Просвещение», это говорит о том, что тетрадь подходит ко всем учебникам из федерального перечня и соответствует ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Проект помогает учителям задействовать онлайн те задания, которые представлены в учебниках и рабочих тетрадях; освобождает родителей от необходимости отвлекаться и помогать ребенку с решением технических проблем; предоставляет обучающимся интересный интерактивный учебный ресурс. Тетрадь работает с любого устройства: компьютер, планшет или смартфон, что позволяет использовать его в урочное время и разнообразить учебный процесс. Также задания можно отправлять как во время, так и после урока, потому что нет необходимости долго ждать загрузки результатов. Каждому обучающемуся виден его собственный прогресс: результаты по всем предметам сохраняются в личном кабинете. Также к достоинствам можно отнести, что нельзя скопировать текст заданий и найти их в интернете, можно ограничивать время (чтобы обучающимся не оставалось времени искать и списать), ученик не может посмотреть ответы, даже если зарегистрируется как учитель. Учитель получает результаты сразу, как только ученик доделает работу. Доступна статистика по всему классу и по каждому ученику: правильные ответы и ошибки, трудные темы, средний балл ученика и другие. С помощью данной статистики можно проанализировать и сделать акцент на трудных темах.

Второй интернет-ресурсQuizizz. Данный сайт представляет собой интернет-инструмент для тестирования обучающихся. Здесь учитель может как создавать свои тесты, так и воспользоваться готовыми, которые размещены в библиотеке Quizizz. Чтобы использовать данный ресурс обучающийся, пользуясь компьютером, планшетом или смартфоном, вводит ПИН-код, отправленный учителем, и свое имя. Учитель имеет возможность управлять классом, следить за работой ученика. Все обучающиеся получают одинаковый тест, но со случайной последовательностью вопросов, что позволяет не списывать друг у друга и идти в своем темпе. После каждого тестирования учитель может не только ознакомится с результатами, но и получить данные в таблице Excel.

Еще один интернет-ресурс – это онлайн-платформа Учи.ру. Платформа помогает учащимся из всевозможных субъектов Российской Федерации изучать школьные предметы в интерактивной форме. Эту платформу можно использовать в пятых классах, так как обучающиеся нуждаются в особой мотивации и привитии интереса к предмету «Обществознание». Сайт дает возможность начать изучения такой сложной дисциплины в увлекательной игровой форме. Учи.ру помогает делать удаленное обучение детей в разных социокультурных условиях, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья). Главная особенная черта проекта Uchi.ru в том, что он предоставляет возможность участвовать как во внутренних, так и в общероссийских олимпиадах. Это помогает не только проверить свои знания, но и заслужить титул эрудированного и образованного ученика. Ученики, которые проявили себя и показавшие лучшие итоги, получают сертификаты, грамоты или дипломы.

Четвёртый Интернет-ресурс это – платформа LearningApps. Он представляет собой бесплатный онлайн-сервис, разработанный в Германии. В данном Интернет-ресурсе можно самостоятельно составлять приложения с целью проверки и закрепления уже полученных знаний. Этот сервис воспроизводит 20 интересных упражнений (так как на сервисе упражнений называется приложениями, условия упоминаются как синонимы). Данный Интернет-ресурс предназначен для учителей, которые работают в основном с детьми. Упражнения в «Скачки» и «Найти пару» основаны на образцах популярных детских играх. Огромными преимуществами ресурса являются то, что сервис бесплатный, есть большой выбор заданий, упражнения других пользователей, можно использовать в качестве шаблона, простое создание упражнений.

Вышеуказанные онлайн платформы и образовательные порталы это всего лишь некоторые из множеств. Действуют множество различный электронных образовательных ресурсов, которые можно применять как во время урочной, так и во внеурочной работе. Использование онлайн-ресурсов повышает мотивацию обучающихся, так как помогает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического влияния. Это содействует осознанному усвоению информации дошкольниками и помогает достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Анализируя опыт использования ЦОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что это обеспечивает положительную мотивацию обучения, высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию), повышает объем выполняемой работы в 1,5 – 2 раза, формирование навыков подлинно исследовательской деятельности.

        Кроме всего прочего, у обучающихся появляется больше возможностей подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Ведь знания, которые добыл сам, значительно прочнее тех, которые получаешь в готовом виде.

С одной стороны, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках – это эффективный метод развития и формирования познавательного интереса и самостоятельности обучающихся. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ЦОР — это не цель, а средство обучения.

×
×