Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Автор: Баева Елена Викторовна

Обучающиеся имеющие умственную отсталость чаще чем обучающиеся

массовых образовательных организаций имеют нарушения зрения, слуха, а

также тактильной, болевой, и проприоцептивной чувствительности. По

причине сниженного слуха и зрения, из-за недоразвития речи часто

нарушается процесс восприятие. Даже те ученики, которые не имеют

повреждения органов чувств или их афферентных нервов имеют восприятие

по своим характеристикам сильно отличающееся от восприятия учеников

массовых школ. Это объясняется нарушением анализа информации в коре

головного мозга.

У обучающихся с умеренной умственной отсталостью значительно

нарушена сенсорная сфера (ощущение, восприятие и представление).

Восприятие детей характеризуется недостаточной устойчивостью,

прерывистостью, слабой дифференцированность. Например, слабую

дифференцированность восприятия можно выявить, предлагая детям

слабоокрашенные образцы (например, бледно-зелёный или бледно голубой),

которые дети считают одинаковыми и называют белыми. Нарушение

целостности восприятия, особенно чётко прослеживается у детей с

повышенной истощаемостью нервной системы.

Предметы воспринимаются только в общих чертах, то есть

поверхностно, глобально, причиной чему является нарушение процесса

анализа и синтеза, воспринимаемого. Сам же процесс восприятия протекает

медленно.

Обучающиеся с трудом дифференцируют геометрические фигуры,

особенно многоугольники. Относительно легко обучающиеся подбирают

заданную фигуру при наличии образца, с гораздо большим трудом и не

всегда правильно они выполняют это задание, если предоставляется только

название фигуры. Замечено, также если предложить детям узнавать

знакомые предметы на ощупь, значительно лучше узнаются объёмные

фигуры чем плоские. Трудности восприятия плоских предметов можно

объяснить тем, что эти предметы лишаются ряда своих свойств.

Распознавание таких предметов требует от ученика сложных мыслительных

процессов: последовательного анализа контура и синтеза полученных

данных.

Обучающиеся требуют постоянного руководства педагога так как они

не способны получить специфические характеристики обследуемого

предмета, из-за недостатка активности, не могут самостоятельно овладеть

основным способам усвоения общественного опыта, и проанализировать

воспринимаемые сведения. При наблюдении за обучающимися во

время выполнения усложнённой задачи чётко прослеживается

несформированность перцептивных действий, которая выражается в

дезорганизованной, хаотичной деятельности у значительной части

наблюдаемых детей, и которая почти отсутствует при выполнении лёгких

задач. Замечено, также что дети легче воспринимают знакомые окружающие

его предметы при обследовании же нового незнакомого предмета ребёнок не

выполняет ориентировочных действий, не производит действий

обследования. Ребёнок может либо с лёгкостью ошибочно выполнить

задание, либо вообще отказаться от его выполнения.

Для всех обучающихся имеющих умственную отсталость характерна

пониженная цветовая чувствительность. Цвет воспринимается и осознаётся

неточно. Дети плохо различают ненасыщенные цвета и оттенки [6; 21].

Например, в 14% случаев дети с умственной отсталостью подбирали к тёмносинему образцу тёмно-зелёный объект и наоборот. Как показали

специальные исследования, большинство обучающихся с умеренной

умственной отсталостью без труда выполняют задания, включающие

оперирование небольшим количеством предметов (2-6 предметов двух

цветов), но начинают путать цвета, если предлагать большее количество

предметов (10-12).

Можно сделать вывод, что успешному восприятию и усвоению

сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

препятствуют возникающие трудности организации собственной

деятельности. Ориентировка в задании нарушена, деятельность ребёнка

хаотична, ребёнок без помощи педагога неспособен провести анализ

предмета, выделить его основные части.

×
×