Автор: Юлия Алексеевна Емельянова
Доклад
«Работа над ритмом на уроках сольфеджио»
Емельянова Юлия Алексеевна;
преподаватель теоретических дисциплин;
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Новодвинская детская школа искусств»
2023 г.
Работа над метром и ритмом является одной из самых основополагающих и трудоемких в практическом освоении по всем музыкальных дисциплинам в школе искусств, поэтому ритмическое сольфеджио одно из важнейших составляющих каждого урока сольфеджио.
В музыке высота звуков неотделима от их временной организации. Следовательно, развитие интонации и слуха, а также чувства метра и ритма должны вестись одновременно. Применение эффективных наглядно — игровых методик в курсе сольфеджио особенно продуктивно в работе с детьми младших классов. Всем известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого возраста еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретический материал в наглядно — игровой форме.
«Ритм в музыке — это пульсация, свидетельствующая о жизни». А.Г. Рубинштейн.
Все процессы в природе и в организме человека происходят в определённом ритме. Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и осознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является простейшим, первичным проявлением музыкальности.
Беседы с детьми о ритме начинаются с вопроса: а где же мы можем встретиться с ритмом? Ответы детей: в обычной жизни — смена времен года, времени суток, биение сердца, ход часов, орнаменты и т.д.
Попробуйте рассмотреть внимательно какой-либо орнамент (слово «орнамент» означает «украшение»), с которым мы постоянно встречаемся в быту — на салфетках, коврах, вышивках, обоях, посуде, на заборе, в парках. Согласитесь, что любой орнамент делает красивее ту или иную вещь. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются, и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность.
В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные и короткие длительности равномерно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято у музыкантов, ритмические рисунки.
Длительность — одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок
Современная методика предлагает продуктивный способ освоения метроритма через ходьбу, движение, речь, простукивание, игру на шумовых инструментах, дирижирование. Ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.
В составную часть урока сольфеджио входят физкульт — минутки (движения под музыку — разнообразные движения рук, локтей, кистей; ходьба медленная, быстрая, приседания, покачивания и др.).
Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоение ритмов через звучащие слова. Материалом могут служить имена детей и другие близкие и знакомые им слова: мышка, кошечка и т.д., чтение различных стихов, также могут использоваться «звучащие жесты» — хлопки, притопы, щелчки.
Шумовой оркестр — одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.
В работе над ритмом на первоначальном этапе ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких и длинных полосок.
Далее мы знакомимся с длительностями нот. Можно использовать «Азбуку в сказках и картинках» Е. Королевой — интересную сказку, в которой рассказывается, как в дружной семье жили разные длительности; «Нотную азбуку» Н. Кончаловской в стихах, «Забавное сольфеджио» Л. Абелян, где автор проводит ассоциации длительностей с разными животными.
Мы предпочитаем проходить длительности нот на примере яблока, сопровождается все это стихотворением.
Обязательно объясняется счёт длительностей. Далее дается понятие паузы — знака молчания.
Как уже говорилось, при использовании игровых форм работы учащиеся становятся полноправными участниками процесса обучения, тем самым проявляя большую активность. Применение дидактического материала, по сравнению с традиционной формой беседы, имеет методические преимущества: высокая степень наглядности, прекрасная возможность объяснять материал в доступной форме, приводить примеры наглядно, а не на словах.
Игры, применяемые на уроках сольфеджио для работы над ритмом.
1. «Ритмическое лото». Каждому ребенку выдается одна большая карта. Педагог перемешивает маленькие карточки, показывает их одну за другой, просит детей простучать ритмический рисунок. Задача ребёнка — найти по слуху на своей большой карте нужную ритмоформулу и озвучить её ещё раз в проверочных целях, можно со счётом вслух. После этого ему вручается карточка, которую он кладет на соответствующее место в карте.
2. «Узнай длительность». Игра предназначена для начального периода освоения музыкальной грамоты. Подбрасывается кубик с изображением длительности или паузы, учащийся должен как можно быстрее определить выпавшее изображение длительности или паузы.
3. «Ритмические задачи» — необходимо решить музыкально-математические примеры.
4. «Паутинка» — перепутаны нотные знаки и формулировки, необходимо цветными карандашами соединить длительности и паузы с их правильным определением.
5. «Теремок» — ответить на вопросы: какие длительности живут в теремке?
6. «Музыкальный поезд» — музыка — это поезд, в котором вагоны — это музыкальные такты, которые в дальнейшем могут быть разного размера. Музыкальным долям такта соответствуют места в вагончиках, в которых размещаются пассажиры — длительности. Прослушав мелодию необходимо разместить длительности в вагончиках – тактах.
7. «Магический квадрат» — необходимо заполнить клетки квадрата разными длительностями так, чтобы в каждом ряду по горизонтали и вертикали получились в сумме определённые размеры.
8. «Узнай по ритму» — по записанному ритмическому рисунку узнать знакомую песню.
9. «Ритмическая партитура» — разделившись на три группы прохлопать или простучать ритмическую партитуру разными инструментами шумового оркестра
10. «Запись ритма» — прочитать стихотворение, прохлопать ритм, записать длительностями.
11. «Ритмическое эхо» — воспроизвести ритм, заданный педагогом.
12. «Эхо с продолжением» — необходимо закончить ритмическую фразу, исполненную преподавателем или прохлопать вариацию на неё.
13. «Остинато» — из короткой ритмической фигуры, которая отрабатывается на уроке, составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе.
14. «Ритмическая гамма» — пение гамм с разным ритмическим рисунком.
15. «Научи матрёшку танцевать» — у педагога в руках большая матрёшка, у детей — маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Учитель отстукивает по столу ритм, дети повторяют этот ритмический рисунок своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.
16. «Сломанный телефон» — учащиеся встают в цепочку, можно разделиться на две команды. Первому учащемуся педагог задает ритм, и по цепочке передается всем участникам команды. Выигрывает та команда, чей ритм дошел до последнего игрока в первоначальном виде.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с тактированием. Тактирование — важнейшая форма организации исполнения и восприятия музыки на уроках сольфеджио. При выработке жеста необходимо следить за его четкостью. Расстановка «точек» гораздо продуктивнее плавности. Ученики должны осознавать, что «точка» заканчивает предыдущую долю и начинает следующую. Дирижирование двумя руками (симметричными движениями) практикуется в младших классах, затем оно сменяется движением одной рукой.
Одна из ошибок учеников при дирижировании — неравномерность. Она, как правило связана с ускорением метрической пульсации на длинных нотах и паузах и с замедлением при исполнении более мелких длительностей. Помощью на уроке может служить коллективное исполнение наизусть ритмически оформленных простейших упражнений — гамм, секвенций. При этом ученики с неравномерным дирижированием видят правильную пульсацию и проникаются её ощущением. Можно поработать с метрономом. Преподаватель при тактировании, находясь лицом к учащимся, должен делать движения левой рукой (чтобы не сбивать противоположным движением рук).
Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ отечественных и зарубежных музыковедов. Я, как педагог — практик, в своей статье постаралась собрать воедино и осветить особенности работы по воспитанию чувства ритма на уроках сольфеджио в младших классах.
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии…» К. С. Станиславский.
Библиография
1. Андреева Н., Конорова Е. Первые шаги в музыке. — М.: Советский композитор, 1991.
2. Абелян Л. Забавное сольфеджио. — М.: Советский композитор, 1982.
3. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота. — Л.: Музыка, 1972.
4. Бублей С. Детский оркестр. — Л.: Музыка, 1983.
5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. — М.: Советский композитор, 1984.
6. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. — М.: Советский композитор, 1991.
7. Вейс П. Музыкальный букварь. — Л.: Музыка, 1969.
8. Ветлугина Н. Детский оркестр. — М.: Музыка, 1976.
9. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. — СПб.: Композитор, 2006.
10. Королева Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.: Владос, 2001.
11. Камаева Т, Камаев А. Азартное сольфеджио. – М.: Владос, 2004.
12. Кончаловская Н. Нотная азбука. — М.: Малыш, 1978 .
13. Котляревская — Крафт М. Сольфеджио. — Л.: Музыка, 1987.
14. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
15. Рубинштейн А. Короб мыслей: Афоризмы и мысли. — СПб., 1999
16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — Москва, Ленинград, 1947.