8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Проект Юные исследователи

Автор: Дядина Елена Ивановна

Проект «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

 

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

 

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь  – май ).

 

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители.

 

Цель проекта: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.

 

Задачи проекта:

1.  Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни.

2. Формировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.

3. Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.

4. Развивать основы сенсорного восприятия.

5. Развивать предметные действия.

6.  Способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности.

 

Этапы проведения проекта:

 

I этап.  Подготовительный (сентябрь)

Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта: картотеки опытов и экспериментов, консультации для родителей, организация оборудования для «мини-лаборатории».

II этап. Практический (октябрь – апрель)

Цель: Познакомить детей раннего возраста с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни.

III этап. Заключительный (май)

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.

 

Планируемые результаты проекта:

 

Для детей:

1.  Сформированы предметные действия.

2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.

3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.

4.  В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.

5. Развиты основы сенсорного восприятия.

6.  Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.

 

Для педагога:

1.  Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

2. Разработаны картотеки опытов и исследовательских игр.

3. Разработаны игровые проблемные ситуации, дидактические игры, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентация.

4.  Организовано эффективное взаимодействие с родителями по познавательно-исследовательскому развитию детей.

 

Для родителей:

1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.

2. Сформирован интерес к совместной   познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.

4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей.

 

Продукты проекта:

 

1. Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности».

2. Презентация «Экспериментируем дома и в детском саду» (познавательно – исследовательская деятельность детей группы раннего возраста).

 3. Игровое развлечение.

 

 Актуальность проекта:

 

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

 

 

Перспективно-тематическое планирование II этапа проекта:

(октябрь – апрель)

Тема

Задачи познавательно-

исследовательской

деятельности

Оборудование

ОКТЯБРЬ

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

Знакомимся с песком

Познакомить детей со свойствами сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого (хорошо держит форму).

Сухой песок, поднос, тарелочки, сито, вода, совочки, формочки.

Чей след

Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять, каким предметом оставлен след.

Подносы с мокрым и сухим песком, мелкие игрушки.

Песочные узоры

Продолжать знакомить со свойствами сухого песка, развивать воображение, мелкую моторику.

Поднос с сухим песком, конус из картона с небольшим отверстием.

НОЯБРЬ

ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА

Налил-вылил, сквозь сито

Развивать координацию движений, расширить представление о свойствах воды.

Ёмкость с водой, сито, игрушечная посуда.

Поймай рыбку

Развивать координацию движений, общей моторики, внимания

Ёмкость с водой, рыбки, сачки.

Тонет, не тонет

Знакомить со свойствами различных материалов, развивать координацию движений.

Ёмкость с водой, тяжёлые и лёгкие предметы

Разноцветная вода

Показать, что воду можно сделать цветной (подкрасить), она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно.

Стаканы с водой, краски.

ДЕКАБРЬ

ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ: ИГРЫ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ

Маленькие льдинки

Дать представление о различных состояниях воды (жидкость и лёд), их взаимных переходах, что вода бывает разной температуры.

Вода, формочки для льда.

Беленький снежок

Закрепить знания детей о снеге, продолжать знакомить с основными свойствами снега (холодный, можно лепить).

Снег, лоток, совочки, формочки.

Как снег становится водой

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой.

Поднос со снегом.

Разные ножки топают по снежной дорожке

Научить детей получать четкие следы на снегу.

 

ЯНВАРЬ

ИГРЫ С КРУПАМИ

Прячем ручки

Расширить представление детей о различных видах круп, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.

   Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох), миски 4 шт.,   мелкие игрушки.

Пересыпаем крупу

Расширить представление детей о различных видах круп, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие

Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох, овсяная), миски 5 шт., ложка.

Разложи по тарелочкам

Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие

Фасоль и горох, 3 миски.

ФЕВРАЛЬ

ИГРЫ СО ЗВУКОМ

Что звучит

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Деревянные ложки, металлические пластины, барабан, бубен, коробочки со «звуками».

Музыка или шум

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки

Деревянные ложки, металлические пластины, барабан, бубен, коробочки со «звуками».

МАРТ

 

ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА, ТВЁРДЫЙ — МЯГКИЙ

 

Нарисуй

Дать представление детям о том, что бумагу можно использовать для рисования.

Белые листы, фломастеры или карандаши.

Кораблик

Дать представление детям о том, что бумага боится воды.

Бумажный кораблик в таз с водой.

Шуршание

Шарик

Ветер

Дать представление детям о том, что бумага шуршит, издает звук, мнется, бумага легкая, может летать.

Бумага или фантики.

Чудесный мешочек

Формировать знания о качестве предметов, учить способам обследования предметов. 

Вата, камешки.

АПРЕЛЬ

ИГРЫ СО СВЕТОМ И ВОЗДУХОМ

Солнечные зайчики

Научить детей играть с солнечным зайчиком.

Зеркало, солнечный свет.

Что-то в коробке

Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик).

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик.

Поиск воздуха

Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь им обнаружить воздух вокруг себя, познакомить с основными свойствами воздуха (прозрачный, без цвета и запаха).

Полиэтиленовые пакеты, трубочки, ленточки, вертушки.

Ветер по морю гуляет

Продолжать знакомить с тем, что внутри человека есть воздух

Таз с водой, парусник (бумажные лодочки)

 

 

 

 

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

 

1.     Ознакомление родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей группы раннего возраста.

2.     Совместная организация мини-лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности детей.

3.    Совместное создание в группе «коллекций» — наборы ракушек, шишек, камней и других предметов для исследовательской работы.

4.     Консультации для родителей «Создание условий для экспериментирования дома», «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста», буклет «Экспериментируем с детьми дома».

5.    Помощь родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для опытов в домашних условиях.

 

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница