Автор: Дядина Елена Ивановна
Проект «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май ).
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители.
Цель проекта: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни.
2. Формировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.
3. Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.
4. Развивать основы сенсорного восприятия.
5. Развивать предметные действия.
6. Способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности.
Этапы проведения проекта:
I этап. Подготовительный (сентябрь)
Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта: картотеки опытов и экспериментов, консультации для родителей, организация оборудования для «мини-лаборатории».
II этап. Практический (октябрь – апрель)
Цель: Познакомить детей раннего возраста с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни.
III этап. Заключительный (май)
Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.
Планируемые результаты проекта:
Для детей:
1. Сформированы предметные действия.
2. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений.
3. В соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину.
4. В соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.
5. Развиты основы сенсорного восприятия.
6. Проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
Для педагога:
1. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
2. Разработаны картотеки опытов и исследовательских игр.
3. Разработаны игровые проблемные ситуации, дидактические игры, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентация.
4. Организовано эффективное взаимодействие с родителями по познавательно-исследовательскому развитию детей.
Для родителей:
1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.
2. Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей.
Продукты проекта:
1. Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности».
2. Презентация «Экспериментируем дома и в детском саду» (познавательно – исследовательская деятельность детей группы раннего возраста).
3. Игровое развлечение.
Актуальность проекта:
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Перспективно-тематическое планирование II этапа проекта:
(октябрь – апрель)
Тема |
Задачи познавательно- исследовательской деятельности |
Оборудование |
ОКТЯБРЬ |
||
ПЕСОЧНАЯ СТРАНА |
||
Знакомимся с песком |
Познакомить детей со свойствами сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого (хорошо держит форму). |
Сухой песок, поднос, тарелочки, сито, вода, совочки, формочки. |
Чей след |
Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять, каким предметом оставлен след. |
Подносы с мокрым и сухим песком, мелкие игрушки. |
Песочные узоры |
Продолжать знакомить со свойствами сухого песка, развивать воображение, мелкую моторику. |
Поднос с сухим песком, конус из картона с небольшим отверстием. |
НОЯБРЬ |
||
ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА |
||
Налил-вылил, сквозь сито |
Развивать координацию движений, расширить представление о свойствах воды. |
Ёмкость с водой, сито, игрушечная посуда. |
Поймай рыбку |
Развивать координацию движений, общей моторики, внимания |
Ёмкость с водой, рыбки, сачки. |
Тонет, не тонет |
Знакомить со свойствами различных материалов, развивать координацию движений. |
Ёмкость с водой, тяжёлые и лёгкие предметы |
Разноцветная вода |
Показать, что воду можно сделать цветной (подкрасить), она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно. |
Стаканы с водой, краски. |
ДЕКАБРЬ |
||
ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ: ИГРЫ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ |
||
Маленькие льдинки |
Дать представление о различных состояниях воды (жидкость и лёд), их взаимных переходах, что вода бывает разной температуры. |
Вода, формочки для льда. |
Беленький снежок |
Закрепить знания детей о снеге, продолжать знакомить с основными свойствами снега (холодный, можно лепить). |
Снег, лоток, совочки, формочки. |
Как снег становится водой |
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. |
Поднос со снегом. |
Разные ножки топают по снежной дорожке |
Научить детей получать четкие следы на снегу. |
|
ЯНВАРЬ |
||
ИГРЫ С КРУПАМИ |
||
Прячем ручки |
Расширить представление детей о различных видах круп, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие. |
Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох), миски 4 шт., мелкие игрушки. |
Пересыпаем крупу |
Расширить представление детей о различных видах круп, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие |
Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох, овсяная), миски 5 шт., ложка. |
Разложи по тарелочкам |
Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие |
Фасоль и горох, 3 миски. |
ФЕВРАЛЬ |
||
ИГРЫ СО ЗВУКОМ |
||
Что звучит |
Научить определять по издаваемому звуку предмет. |
Деревянные ложки, металлические пластины, барабан, бубен, коробочки со «звуками». |
Музыка или шум |
Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки |
Деревянные ложки, металлические пластины, барабан, бубен, коробочки со «звуками». |
МАРТ |
||
|
ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА, ТВЁРДЫЙ — МЯГКИЙ |
|
Нарисуй |
Дать представление детям о том, что бумагу можно использовать для рисования. |
Белые листы, фломастеры или карандаши. |
Кораблик |
Дать представление детям о том, что бумага боится воды. |
Бумажный кораблик в таз с водой. |
Шуршание Шарик Ветер |
Дать представление детям о том, что бумага шуршит, издает звук, мнется, бумага легкая, может летать. |
Бумага или фантики. |
Чудесный мешочек |
Формировать знания о качестве предметов, учить способам обследования предметов. |
Вата, камешки. |
АПРЕЛЬ |
||
ИГРЫ СО СВЕТОМ И ВОЗДУХОМ |
||
Солнечные зайчики |
Научить детей играть с солнечным зайчиком. |
Зеркало, солнечный свет. |
Что-то в коробке |
Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик). |
Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик. |
Поиск воздуха |
Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь им обнаружить воздух вокруг себя, познакомить с основными свойствами воздуха (прозрачный, без цвета и запаха). |
Полиэтиленовые пакеты, трубочки, ленточки, вертушки. |
Ветер по морю гуляет |
Продолжать знакомить с тем, что внутри человека есть воздух |
Таз с водой, парусник (бумажные лодочки)
|
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Ознакомление родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей группы раннего возраста.
2. Совместная организация мини-лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности детей.
3. Совместное создание в группе «коллекций» — наборы ракушек, шишек, камней и других предметов для исследовательской работы.
4. Консультации для родителей «Создание условий для экспериментирования дома», «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста», буклет «Экспериментируем с детьми дома».
5. Помощь родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для опытов в домашних условиях.