Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Автор: Елена Владимировна Борискина

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Методические рекомендации для музыкальных руководителей

 

     Детство современного ребенка тесно связано с развитием информационных технологий, и он не стремится включаться в игровую деятельность. Энергичность дошкольников существенно снизилась, отмечается дефицит произвольности не только в умственной, но и в двигательной сфере.

      Перед педагогами ДОУ стоит непростая задача – заинтересовать каждого ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно, чтобы он был увлечен процессом подвижной игры, разучиванием музыкально-ритмических упражнений или танцев.

Формирование и совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста лежат в основе не только физического, но и психического развития, способствуют развитию их эмоционально-волевой сферы.

Правильно организованный двигательный режим в ДОУ играет особую роль в деле сохранения здоровья воспитанников, так как полностью соответствует возрастным и психолого-физиологическим особенностям детей.

Музыкальным руководителем также создаются организационно-содержательные условия развития интереса к двигательной активности                у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Основа данной педагогической технологии – интеграция музыкальной, двигательной, игровой и познавательной деятельности дошкольников.

Важную роль в совершенствовании двигательной активности играют музыкально-ритмические движения, танцы и хороводы. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, отражение характера музыки в движении.

 

Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом совершенствуются его двигательные навыки, приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы. Музыка усиливает эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им движений, вызывает у детей яркую двигательную реакцию.

 

Цель использования музыкально-ритмических движений и танцев на музыкальных занятиях – создание положительного настроя у детей, организация рационального двигательного режима, предупреждение утомления.

Эффективность используемой педагогической технологии успешно решается при соблюдении следующих принципов и методов обучения:

— систематичность;

— постепенность повышения требований;

— наглядность;

— учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей 

 

Игры, танцы, хороводы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Их исполнение формирует у детей умение ориентироваться в пространстве,    не мешая друг другу, умение выполнять различные перестроения, отражая в них характер и форму музыкального произведения.

 

Музыкально-ритмические движения – эффективное средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

 

Огромным диапазоном воздействия на дошкольников обладают и подвижные музыкальные игры. Подражание животным и птицам, сказочным персонажам и образам радует детей; содержание игр, сюжет и правила тоже не оставляют равнодушными. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и оказывает оздоровительный эффект.

 

Организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных и физических способностей детей дошкольного возраста требует творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов деятельности.

 

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов.

 

Музыкальный руководитель не должен оставлять без внимания потерю интереса и внимания, снижение работоспособности воспитанников. Ему нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, подвижных игр. А во время малоподвижных видов деятельности – пения, слушания музыки – большую ценность имеют энергичные физминутки, содержание которых напрямую связано с соответствующей деятельностью детей.

 

В начало и конец музыкальных занятий также вводят элементы, помогающие настроить воспитанников на нужный лад – взбодрить или успокоить. Это речёвки-попевки, которые исполняются под музыку.

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций.

 

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему. Указанные  речёвки и физминутки так же  стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности

 

Попевки перед началом занятия в музыкальном зале

 

Исполняются в виде диалога музыкального руководителя и детей.

 

        1. Мы шагаем очень дружно,
        На занятие идем.
        Если будет очень нужно,
        И станцуем, и споем.

   2. Кто по лестнице шагает?
         – Группа средняя идет!
        Она устали не знает –
        И танцует, и поет.

        3. Кто идет? – Мы идем!
        Кто поет? –  Мы поем!
        В музыкальный зал шагай,
        Дружно песню запевай!

   4. Раз-два! – Дружно в ногу!
        Три-четыре! – Тверже шаг!
        Маршируем понемногу,
        Поступаем только так!

         5. Шагает группа дружно,
         Никто не отстает,
         И стройно, бодро, дружно
         Здесь песенку поет.

         6. Эй, ребята, шире шаг!
         – По-другому нам никак!
         Не грустим мы в группе нашей –
         Мы поем, танцуем, пляшем!


Попевки после окончания занятия в музыкальном зале

Данные речёвки-попевки исполняются очень тихо.

          1. Мы напелись, наплясались,
          Нужно в группу уходить,
          Мы сегодня постарались
          Все таланты проявить.

         2. На носочках мы уходим,
          Чтобы чудо не спугнуть,
          Обещаем непременно
          Сюда снова заглянуть.

          3. В зале музыка играет,
          А нам нужно уходить.
          Но за звуки, что ласкают,
          Будем мы благодарить.

          4. Тихо-тихо шли мы вместе,
          Тихо-тихо мы ушли.
          Мы хорошее настроение
          На занятии нашли.  

          Физминутки после слушания медленной и спокойной музыки:

1. Слушать музыку, друзья,
Всем нам очень нравится,
Мы на скрипочках сыграть
Дружно постараемся.

Тили-тили-тили-ли,
Тили-тили-тили! Повторить 2-3 раза

Показать «ушки».
Хлопки вправо-влево.
Показать «пиццикато» на струне
Показать «лайк» вправо-влево.

Дети имитируют игру на скрипке     с большим ускорением

2. Слушали мы музыку
И чуть-чуть устали,
Но зато внимательней

И умнее стали.

А почему?

Текст повторяется несколько раз с постоянным ускорением темпа.

Показать «ушки».
Голову кладут на ладони.
Поднимают указательные пальцы обеих рук.
Вертикальное рукопожатие со сменой рук.

Вопрос задает взрослый.

3. Ах, какая музыка!
Как она звучала…
Нежно пели скрипочки,
Мелодия «дышала».

Было в ней всего семь нот,
Но этого хватило,
Чтобы от ее щедрот
Всем приятно было.

Развести руки в стороны.
Протянуть руки перед собой.
Имитация игры на скрипке.
Поднять руки вверх.

Показать семь пальцев.
Протянуть руки перед собой.
Развести руки в стороны.
Поднять руки вверх.

 

 

Опыт использования авторских физминуток и речёвок-попевок показал их эффективность в совершенствовании двигательной активности детей на музыкальных занятиях и в снижении утомляемости воспитанников. Дети занимаются с радостью, получают огромное удовольствие от движений.

 

 

 

 

 

×
×