методические рекомендации по организации воспитательного процесса в летнем лагере

Автор: Камильянова Яна Михайловна

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

       Летние каникулы — особая и долгожданная пора в жизни каждого ребенка. Это не только из-за накопившего за долгий учебный год утомления, психических стрессов от еже урочного оценивания, но и радостное ожидание нового, необычного. Это своеобразная “я — перспектива”, это — своеобразное “прекрасное далеко”.

Все это так. И не обмануть эти пред ожидания нового жизненного этапа ребенка — задача и профессиональный долг каждого педагогического коллектива любого общеобразовательного учреждения. И здесь все большее значение отводится лагерям, организуемых на базе городских образовательных учреждений.

В летнем школьном лагере решается не только проблема свободного времени ребенка, его досуга и отдыха, но и большое внимание уделяется оздоровлению школьников в самых различных его аспектах.

В настоящее время здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Именно поэтому каникулы рассматриваются как такой период оздоровления, который предполагает создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста школьника. Летний школьный оздоровительный лагерь — это место, где значительно расширяется практический опыт ребенка, опыт творческого осмысления новой информации, место формирования новых навыков и умений, способностей к общению, удовлетворения своих интересов. Но не менее важна, роль физического воспитания школьников в летнем лагере.

Летний оздоровительный лагерь — основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул. Физическое воспитание детей в лагерях — это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований. Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздаравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Эти особенности обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями, чем в школе, для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности. Только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, организация и проведение крупных комплексных спортивных соревнований и спартакиад. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Физическое воспитание в лагере направлено на решение следующих задач:

а) укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию и закаливанию детей;

б) совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств;

в) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к систематическому использованию средств физического воспитания в целях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха.

Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма, также осознание необходимости здорового образа жизни. Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством. Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет — младшая возрастная группа; 10-12 лет — средняя возрастная группа; 13-15 лет — старшая возрастная группа), состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности. Они являются составной частью режима для летнего оздоровительного лагеря школьников. Эти мероприятия должны отвечать запросам и интересам детей, способствовать всестороннему развитию у них инициативы и самостоятельности. Физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы со школьниками в летнем оздоровительном лагере.

 

 

 

Формы и содержание работы

 

1.Утренняя гигиеническая гимнастика- ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5-7 мин) комплекса специально подобранных 7-10 физических упражнений в течение 10-15 мин. Являясь неотъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каждого школьника. воспитательный школьник оздоровительный лагерь

Задачи УГГ: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в предстоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреплению здоровья, закаливанию и правильному физическому развитию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в режиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; организованному началу дня.

Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений определяются с учетом оздоровительных задач, общих методических требований и обеспечения разносторонних воздействий на организм.

Для обеспечения эффективности занятий целесообразно организовать предварительное разучивание упражнений, например, на физкультурных занятиях, а введение новых упражнений в комплекс осуществлять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10-12 дней. С целью формирования у занимающихся навыков самостоятельной работы следует чаще поручать проведение утренней гимнастики самим школьникам, обеспечивая при этом организационно-методическую помощь.

2. Отрядные физкультурные занятия. Эти занятия организуются отрядными воспитателями и строятся на основе широкой самодеятельности школьников. Они могут проводиться со всем отрядом или с отдельными группами, сформированными по интересам выделенными в отрядные команды (по подвижным играм, футболу, лапте и т. д.). Составы команд, как правило, определяются с учетом уровня физической подготовленности. В занятиях должны быть широко представлены строевые и легкоатлетические упражнения, подвижные игры, элементы игры «Зарница», прогулки с играми на местности, туристские походы, соревнования и пр.

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлетике, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подготовленных и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта школьников, а также с целью подготовки команд лагеря к межлагерным соревнованиям. Работа строится на базе разносторонней физической подготовки с учетом специфики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическому воспитанию.

4. Занятия по плаванию проводятся ежедневно как составная часть режима дня. Организуются в следующих формах: купания (по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секциях), занятия по обучению не умеющих плавать. Соответственно конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосредственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут быть привлечены работники лагеря и школьники старшего возраста, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязательно присутствие медицинского работника. Занятия должны проводиться только в специально отведенных и оборудованных местах с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальными инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению детям которые не умеют плавать.

5. Спортивные соревнования проводятся, прежде всего по видам упражнений, составляющим содержание президентских тестов; соревнования могут проводиться по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгуна и т. п.) или по многоборьям. Традиционными являются соревнования по подвижным и спортивным играм, спартакиады. Общелагерная спартакиада проводится в конце смены, что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее результаты могут выступать в качестве объективной оценки работы по физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям предшествуют отрядные.

6. Физкультурные мероприятия на празднике, посвященном открытию лагеря (смены). В них включаются массовые подвижные игры и простейшие соревнования по отдельным видам известных и доступных школьникам упражнении. Соревнования проводятся обычно в форме аттракционов. В программу праздника при закрытии лагеря включаются показательные массовые и индивидуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по некоторым отдельным упражнениям.

7. Инструктивные занятия с вожатыми и активом учащихся проводятся не реже одного раза в неделю. На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методики проведения конкретных мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того, целесообразно создать постоянно действующий семинар юных инструкторов и судей по спорту.

 

Методика работы по физическому воспитанию

 

К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования:

во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима летнего оздоровительного лагеря, обеспечив участие в них всех школьников;

во-вторых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;

в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;

в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетаться с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформление мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.).

   Формы организации воспитательной деятельности лагерей с дневным пребыванием

      В условиях летнего отдыха у детей не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. Дети стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Как показывает практика, проводимые в лагерях мероприятия чаще всего проводятся с целью развлечения и не несут педагогической нагрузки. Однако при правильно организованной деятельности, детский лагерь с дневным пребыванием располагает благоприятной атмосферой не только для развлечения, но и для воспитания, самовоспитания и самопознания. На современном этапе все большую значимость для детей и подростков приобретает возможность освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры проведения досуга.

Различные формы воспитательной работы в условиях детского лагеря с дневным пребыванием помогают удовлетворять потребности детей в неформальном общении, в активной деятельности, а также различных социальных пробах в различных социальных ролях.

В поисках формы воспитательной деятельности педагоги исходят из содержания: отбирают оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Форма воспитательной деятельности напрямую зависит от вида деятельности (направления и специфики):

Художественно — творческая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительная деятельность, конкурсные программы, творческие конкурсы, игровые творческие программы к тематическим дням, концерты и праздники.

Досуговая деятельность — это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах и творческой деятельности, интеллектуального и физического развития, формирования его характера. В ее основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Организация досуговой деятельности детей — один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Задачи досуговой деятельности:

— вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;

— организовать деятельность творческих мастерских.

Кружковая деятельность объединяет детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования данного вида деятельности необходимо обеспечить потребность организации кружков в педагогических кадрах. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки. Цель кружковой деятельности: развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, развитие их физических возможностей, расширение кругозора.

Кружки могут быть разной направленности:

— физкультурно-оздоровительной;

— экологической;

— познавательной;

— краеведческой;

— эстетической;

— художественно-творческой;

— патриотической;

— социальной;

— гражданской.

Задачи кружка эстетической направленности: пробуждать в детях чувство прекрасного; формировать навыки культурного поведения и общения; прививать детям эстетический вкус. Развивать их — значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством.

Задачи художественно-творческой направленности кружка: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт, формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства.

Образовательная деятельность расширяет знания детей об окружающем мире, удовлетворяет потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Данный вид деятельности реализуется через поездки, экскурсии, посещение концертов и спектаклей, организацию лекций, бесед, деловых игр и психологических тестов.

Деятельность гражданско-патриотической направленности предполагает воспитание чувства гражданского достоинства россиянина, чувства ответственности перед собой и другими, чувства гордости за достижения своих сограждан, земляков, родителей, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства и своей малой Родины, воспитание правовой культуры.

Одно из направлений патриотической деятельности в лагерях с дневным пребыванием является приобщение детей к духовным ценностям российской истории, что проявляется через участие в интеллектуальном конкурсе «Россия — Родина моя!», деловой игре «Россия — моя страна!», социальных проектах: «Гражданин», «Новая цивилизация», «Мой выбор», отрядных часах: «Отечество», «Семья» и др.

В смене детского лагеря с дневным пребыванием могут планироваться различные формы работы:

— линейки;

— беседы, дискуссии;

— туристические однодневные походы;

— спортивные мероприятия (игры, веселые старты, соревнования);

— культурно-массовые мероприятия (конкурсы, викторины);

— праздники;

— выпуск стенгазет;

— выставки;

— мастер-классы;

— индивидуальная работа и другое.

Следует понимать, что нет плохих и хороших форм. Необходим их правильный выбор и профессиональный уровень организации работы в рамках той или иной формы. Для организации воспитательной деятельности в лагере с дневным пребыванием можно предложить те формы, в которых каждый ребенок может принять участие и проявить себя.

Тематический вечер — форма общелагерного или отрядного мероприятия, посвященная какому-либо событию, дате. Предполагает глубокое содержание, серьезную организационную подготовку, участие детей и педагогов, использование визуальных и музыкальных приемов оформления: вечер, приуроченный к какой-то дате (12 июня), творческий вечер (гала-концерт), вечер встречи и т.д.

Фестиваль детского творчества. Мероприятие представляет различные виды и формы художественно-творческой деятельности. На фестиваль приглашаются коллективы и участники других лагерей, школ, учреждений дополнительного образования.

Праздник «День творчества». Организация такого праздника позволяет не только видеть прекрасное (выставки, спектакли, концерты на нескольких площадках), но и самим творить (участие в мастер-классах, открытых мастерских и т.д.).

Примерная схема праздника:

1. Линейка, посвященная открытию праздника.

2. Проведение творческих конкурсов на нескольких площадках, в которых может принять участие каждый.

3. Открытые выставки детских работ и работ профессиональных художников, мастеров народного творчества и т.д.

4. Обучающие мастер-классы.

5. Спектакль театральной студии.

6. Концерт победителей творческих конкурсов и закрытие праздника.

Тематический день «Патриоты России». В этот день проводятся единые мероприятия для всего лагеря.

Примерный план:

1. Диспут «Я — личность?»

2. Встречи с интересными людьми, героями России, победителями олимпиад, защитниками Отечества и т.д.

3. Защита проектов «Жизнь ярче, чем легенда» (подготовка экспозиции героя).

Правовой марафон «Права ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×