8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе двигательной деятельности»

Автор: Зуева Екатерина Владимировна

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги стремятся научить детей выполнять физические упражнения осмысленно, технически правильно, дети знают, какую пользу приносит то или иное упражнение. Но при этом дети с трудом самостоятельно пользуются приобретенными навыками в движениях, чувствуют себя скованно и не проявляют способностей к импровизации. Дети привыкают к тому, что взрослый на физкультурном занятии предлагает им двигательный материал, или демонстрирует его, или определяет для них способ действия. И многие дети затрудняются самостоятельно создавать варианты движений. Таким образом, возникает проблема воспитания творческой личности. Она может быть разрешена, если двигательное творчество не будет предусматривать специального обучения, а будет выполнять функцию опосредованного влияния на развитие и обучение дошкольников через интересные, занимательные, разноплановые формы, виды и приемы двигательной деятельности детей.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, общим во всех подвижных играх является творчества. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Творческие способности – это психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им творческой деятельности, благодаря которой создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. (Н.А. Фомина «Сказочный театр физической культуры»). Творческие способности в двигательной деятельности формируются и реализуются через:

подвижные игры;

игры-забавы;

игры-эстафеты;

физкультминутки;

сюжетная зарядка;

организованная двигательная деятельность;

физкультурные праздники и досуги;

свободная двигательная деятельность.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Так малыши могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками» и т.д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер.

Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

В играх «День и ночь», «Море волнуется» и во многих других им подобных. При объяснении рекомендуется пользоваться сюжетным рассказом.

Например, днем бабочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают, ползают. Наступает ночь, и все звери и животные засыпают в той позе, в какой застала их ночь. В игре «Сделай фигуру» предлагается придумать индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам «Спортсмены», «Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное место отводится поощрению детей, придумавших необычную фигуру, красиво и образно ее выполнявших. Особенно поощряются дети, преодолевшие неуверенность, робость и достигшие выразительности движений.

Оригинальные композиции движений дети придумывают в ряде подвижных игр, таких, как «Затейники», «Сделай фигуру», «День и ночь», «Море волнуется», «Цветные домики» и во многих других.

Творческая активность имеет важнейшее биологическое значение и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.

Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействую образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Литература:

Шабалкина, Н.П. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: краткий курс лекция / Н.П. Шабалкина – Чебоксары. 2007.

«СДЕЛАЙ ФИГУРУ» (старшая группа)

Задачи: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

Описание: по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры  получились интереснее, наиболее удачными.

Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

«ЗАТЕЙНИКИ» (старшая группа)

Задача: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Описание игры: Выбирается  водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

Правила: точно выполнять движения за затейником.

Подвижная игра «Море волнуется раз…»

Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого-нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

Подвижная игра «Цветные домики»

Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего,  цвета.

 

×
×