8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы

Автор: Юлия Валерьевна Козлова

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы

                       Одной из наиболее сложных проблем современного образования является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

                       Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, долж­ны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педаго­гического сопровождения.

          

Целью психолого-педагогического сопровождения является со­здание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-пе­дагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и со­циокультурную среду, в освоении адаптированной основной образова­тельной программы начального общего образования.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1.    Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

2.    Определение и создание специальных условий, способствующих адаптациии социализации учащихся в школе и освоению адаптиро­ванной основной общеобразовательной программы (АООП) началь­ного общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.

3.     Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи — разработка индивидуальных адаптиро­ванных образовательных программ (АОП) и/или индивидуальной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения. Данная задача включает определение содержания, направлений, форм, эффективных методов и технологий при осуществлении ком­плексной психолого-педагогической помощи детям с РАС в соответ­ствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

4.    Коррекция специфических нарушений и формирование жизнен­ных компетенций у обучающихся с РАС.

5.    Оказание консультативной и информационной помощи по вопро­сам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.

6.    Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС и успешно­сти в освоении АООП и/или АОП, корректировка коррекционных мероприятий.

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС:

·        Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.

·        Коррекция специфических нарушений и формирование жизнен­ных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучаю­щихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.Коррекционная работа вплета­ется и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Она осу­ществляется в ходе реализации:

ü коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповойи групповой формах (коррекционно-развивающая область);

ü программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);

ü внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции);

ü внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).

 

В основу психолого-педагогического сопровождения обучающих­ся с РАС заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:

ü Вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-раз­вивающей работы в соответствии с особыми образовательными по­требностями ребенка с РАС, обеспечивающие развитие собственно­го потенциала, познавательных мотивов, расширение форм взаимо­действия со сверстниками и взрослыми, усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возмож­ность их самостоятельного продвижения в этих областях, успешную социализацию и адаптацию.

ü Признание того, что развитие личности обучающихся с РАС зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности.

ü Придание результатам образования социально и личностно значи­мого характера.

ü Обеспечение условий для общекультурного и личностного разви­тия на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академи­ческих результатов, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

В рамках нового стандарта впервые норма­тивно закрепляются требования к дифференцированным уровням обра­зования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) диф­ференцировано: с учетом общих и специфических особых образователь­ных потребностей для отдельных категорий обучающихся с РАС.

Рассмотрим особенности организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС в соответ­ствии с требованиями ФГОС НОО.

Основными направлениями психолого-педагогического сопрово­ждения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:

1.        оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетен­ций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

2.        работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, шко­ле, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

3.        создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.

 

Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3АООП, в большей степени направлено на:

1.        развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе плано­мерного введения в более сложную социальную среду;

2.        поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативно­го поведения;

3.        расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах.

 

      Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специ­альной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Пси­холого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:

1.        планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;

2.        дозированное расширение повседневного жизненного опыта и со­циальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;

3.        развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

 

Алгоритм действий включает:

1.     Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, зна­комства ребенка с учителем, пространством школы, класса (при от­сутствии большого количества детей и взрослых), а также для сбора первичной информации о ребенке.

2.     Организация сопровождения тьютора (по рекомендациям ПМПК) в адаптационный период. Адаптационным периодом считаются первые несколько недель обу­чения. Это положение закрепляется в локальном акте о коррекционно-­развивающей работе.

3.     Проведение обследования ребенка с РАС.

4.     Обследование совпадает по времени с адаптационным периодом. В этот период времени учителем и специалистами сопровождения осу­ществляется оценка особенностей ребенка и уровня его развития. Оценка осуществляется в ходе учебного процесса, режимных мо­ментов (перемена, завтрак), внеурочной деятельности (например, на занятиях педагога-психолога).

5.     Наиболее полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и об особых потребностях позволит более точно определить цели коррекционно-­развивающей работы.

6.     Проведение    психолого-медико-педагогического консилиума(ПМПк).

7.     Разработка индивидуальной коррекционной программы (программы психолого-педагогического сопровождения).

8.     По итогам консилиума дорабатывается и утверждается адаптиро­ванная программа для обучающегося с РАС, включающая коррек­ционно-развивающую область. В случаях, когда разработка АОП не требуется, разрабатывается индивидуальная коррекционная про­грамма (программа психолого-педагогического сопровождения).

9.     Ознакомление родителя с АОП или индивидуальной коррекционной программой.

10.           Учитель и специалисты информирует родителя о планируемой работе с ребенком и включают родителя в процесс коррекционной работы.

11.           Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле постав­ленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направле­ний и форм работы.

12.           Проведение итогового заседания ПМПк (проходит в конце учеб­ного года), на котором осуществляется комплексная оценка ди­намики в развитии ребенка и освоении им АОП, эффективность индивидуальной коррекционной программы. Осуществляется пла­нирование образовательной деятельности обучающегося с РАС в следующем учебном году.

      Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС про­писывает ПМПК, определение индивидуальных условий для кон­кретного ребенка, а также постановка конкретных целей — функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровожде­нию ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.

 

      Существуютмоделипсихолого-педагогического со­провождения, при которых ребенок с РАС может получать образование как в организации, осуществляющей образова­тельную деятельность, так и вне ее.

      Вариативность моделей индивидуальных образовательных марш­рутов может исходить из форм обучения. Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. Также существует форма надомного обучения. При этом закон допускает сочетание различных форм обучения при получении образования. Следовательно, образо­вательной организации необходимо использовать все варианты форм обучения с целью разработки наиболее эффективных индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося с РАС.

 

Существуют три основные модели психолого-педагогического со­провождения обучающихся с РАС:

1.      Психолого-педагогическое сопровождение на базе центра психо­лого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС- центр).

2.      Психолого-педагогическое сопровождение на базе образователь­ной организации.

3.     Интегрированная модель.

 

×
×