ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук и Буква К»

Автор: АЮПОВА АЛЬБИНА РАМЗЕЛЕВНА

Конспект

организованной образовательной деятельности по обучению грамоте

 в подготовительной логопедической группе

тема:  «Звук и буква К»

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные задачи:

1)    Научить четко артикулировать и произносить звук К; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука, и уметь его различать;

2)   Закрепить умение выделять последний и первый глухие согласные звуки К;

3)   Закрепить знания в основных отличиях звука от буквы;

4)   Проводить анализ и синтез обратных слогов АК, УК, преобразовывать их в прямые КА, КУ; выкладывать их на «Звуковом планшете» и из букв разрезной азбуки.

5)   Находить 4 лишний предмет, объяснять его несходство с остальными.

Коррекционно-развивающие задачи:

1)   Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.

2)   Развитие внимания, памяти

3)   Тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. 

Коррекционно-воспитательные задачи:

1)   Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.

 

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:

 

v Предметные картинки: кони, коровы, козы, буква К, персик, ананас, абрикос, апельсин.

v Картинки, используемые в ИКТ: книга, паук, танк, мак, охотник, пеликан, морковь, конфета, окно, карандаши, чайник, кабан.

v «Звуковой планшет»

v Зеркала, тетради, карандаши, разрезные буквы.

v Проектор, экран, ноутбук.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

 

Слова со звуком К в начале слова, в середине слова, в конце слова.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

 

 

 

 

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.  Организационный момент.

(Дети стоят в кругу с педагогом. Приветствие гостей).

а) Дыхательная гимнастика.

Подуем на листочки» 
Логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
                                          Мы листочки, мы листочки, 
                                          Мы веселые листочки, 
                                          Мы на веточках сидели, 
                                          Ветер дунул – полетели. 
(Дети садятся за столы).

Логопед: я предлагаю вам посмотреть  небольшой мультфильм.

     б)Отгадывание мультзагадки «Кто пасется на лугу?»

(Просмотр мультзагадки «Кто пасется на лугу?»)

 

2. Ситуативная беседа.

Логопед:  кто пасется на лугу?

Дети: корова.

Логопед: о каких еще животные пелось в песенке?

Дети: к песенке пелось о Конях и Козах

Логопед: а какие это животные?

Дети: конь, коза и корова – домашние животные

Логопед: молодцы. А что еще общего у этих животных?

Дети: конь, коза и корова – все начинаются на звук К

 

3. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: давайте вспомним пальчиковую игру про то как мы варим компот

 

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

Опять «варят» и «мешают»

Логопед: какие слова со звуком К встретились нам в этой игре?

Дети: компот, крошить, сок, сахарок.

 

 

 

 

 

 

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: пришло время сделать артикуляционную гимнастику.

1. лопаточка

2. чистим нижние зубки

3. горка

4. качели

5. вкусное варенье

6. чашечка и др.

 

5. Игра «4 лишний».

На доске: персик, ананас, абрикос, апельсин

Логопед: что лишнее?   

Дети: персик

Логопед: почему персик?

Дети: персик –начинается на звук П `, а остальные фрукты на звук А

 

Ситуативная беседа.

Логопед: персиККК  – какой последний звук в этом слове?

Дети: последний звук в слове персик К.

Логопед: какой звук К?

Дети: звук К — Согласный, глухой, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).

 

6. Игра «Поймай  звук».

Логопед: дети, я буду произносить слоги и слова, а вы дружно хлопайте на звук К

А) из ряда слогов: КА, ТА, КО, ПУ, КУ, ТО, КУ, КЫ, АК, АТ…. И т.д.

В) из ряда слов: кот, ток, корка, нора, кошка, шило, тарелка, яблоко, кубик, казан, персик, кораблик, попугай и др.

 

7. Игра «Попугай».

Логопед: давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.

АК-ОК-УК-ИК

ОК-УК-ИК-АК

УК-ИК-АК-ОК

ИК-АК-ОК-УК

 

 

 

 

 

 

 

8. Физкультминутка.

Вот так яблоко!

Вот так яблоко!     

Оно —                                                                       

(встали)

(руки в стороны)

Соку сладкого полно. 

Руки протяните,                   

(руки на поясе)                          

(протянули руки вперед)

Яблоко сорвите.         

Стал ветер веточку качать,                           

(руки вверх)

(качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.    

Подпрыгну, руку протяну        

(подтянулись)         

(подпрыгнули)

Быстро яблоко сорву! 

Вот так яблоко!                                 

(хлопок в ладоши над головой)

(встали)

Оно – 

Соку сладкого полно                                    

(руки в стороны)                 

(руки на поясе) 

 

9. Игра «А я все знаю и все умею».

На экране картинки (охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, дудка, будильник, конфета, окно, кофейник, индюк, гамак)

Дети называют картинку, изображенную на экране, определяют место звука К в начале, конце, и середине слова; прохлопывают ее, определяют количество слогов.

10. Знакомство с буквой К:

рассматривание буквы, написание ее в воздухе, отыскивание в разрезной азбуке.

К (ка) одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К (ка)
Будто усики жука.

Логопед: почему буква К похожа на усики жука?

Дети: буква К будет похожа на усики жука если ее повернуть.

Логопед: буква К обозначает у нас звук К

 

10.  Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, преобразование их в прямые слоги КА, КУ.

Логопед: какой первый звук?

Дети: первый звук А

Логопед: какой последний звук?

Дети: последний звук К

Логопед: сколько всего звуков?

Дети: в слоге всего два звука

Логопед: выложите на планшете

Выкладывание детьми слогов на «Звуковом планшете».

Логопед: выложите буквами поверх схемы

Самостоятельная деятельность детей.

 

 

11. Работа в тетрадях

Логопед: найдите и обведите цветным карандашом 8 спрятанных букв К

Самостоятельная деятельность детей.

 

12. Итог занятия.

Логопед: с какой буквой мы с вами познакомились?

Дети: сегодня мы познакомились с буквой К

Логопед: какой звук эта буква обозначает?

Дети: буква К обозначает звук К

Логопед: дайте характеристику звуку К

Дети: звук К – согласный, глухой, твердый.

 

 

×
×