«Краеведение в ДОУ»

Автор: Tатьяна Вячеславовна Кудринская

Работая в детском саду, особое внимание при работе с детьми, уделяю воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой; развитию познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; эстетического отношения к окружающему миру.

Краеведение в нашем дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к природе Новосибирской области и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село и его природу.

Важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ, поэтому мы, как воспитатели, заинтересованы в этом, чтоб дети могли как можно больше узнать о природе родного края Новосибирской области.
Поэтому, в группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.

В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.

Наиболее эффективно задачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Новосибирска.

Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки — малышки, сделанные руками детей.

В краеведческом центре группы находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей и родителей.

Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.

В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.

В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, а также тех, которые занесены в Красную книгу.

В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.

В музыкальном зале у нас расположен действующей музей «Сибирская изба». В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Здесь можно и попить чай из самовара, и покачать куклу в настоящей люльке, и поработать за прялкой, и поиграть народными игрушками. Это помогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

Так на участке группы силами воспитателей и родителей была создана метеостанция, на которой дети могут наблюдать за изменениями природных условий.

Наш детский сад уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Мной был разработан следующий педагогический проект по краеведению:

«Новосибирск – это город, в котором я живу» (лауреат городского этапа конкурса «Новосибирск – моя малая Родина»).

В культуре русского народа всегда особое место занимала природа родного края. Сегодня особенно важно формировать интерес к русской народной культуре, к природе родного края, ее особенностях, истории. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств, любви к природе, родному краю, желание беречь и заботиться о своем культурном наследии.

В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Реализация программ, в нашем детском саду, по краеведению, проводится с использованием многообразия форм и методов, которые способствуют закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияют на воспитание патриотических и гражданских чувств, дают возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города. Это:

 – тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

 – беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

 – познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

 – экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

 – праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

 – чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

 – краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

 – виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, способствуют развитию наблюдательности.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

  Я проводила экскурсию «выходного дня» вне дошкольного учреждения, поездкой в лес. Преимущество экскурсии в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 

Чтобы организовать эту экскурсию, я проделала немало работы, начиная со среднего возраста дошкольников:

-в средней группе мы с воспитанниками совершали экскурсии:

«Вокруг садика пойдем, все увидим, все найдем»;

Экскурсия на игровую площадку детского сада. Сбор листьев для гербария. 

По территории д\сада «Чудеса из снега»

 «По следам первоцветов»

В старшей группе:

Целевая прогулка в парк.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Целевая прогулка к ёлке

Целевая прогулка вокруг детского сада.

В подготовительной группе:

Экскурсия «Поход в лес»

«Осень золотая»

«Зимний пейзаж»

«Весенние ароматы».

Хочу Вам предоставить из своего опыта экскурсию «поход в лес», где главными моими помощниками были родители, которые тоже были заинтересованы в экологическом развитии детей нашей Новосибирской области.

×
×