8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Роль дидактической игры в формировании познавательной активности у дошкольников с ЗПР.

Автор: Анна Евгеньевна Туганова

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль в реализации Программного содержания. Игра  является ведущеё деятельностью ребенка, посредством игры ребёнок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка. В то же время  игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует  ребенок. Важно, чтобы эти две  цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного  возраста. Если на занятиях расширяются  и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в  играх-занятиях, собственно дидактических  играх) детям предлагаются задания  в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют  интерес к игре, ее правилам и  действиям, если эти правила ими  усвоены.

        Одним  из эффективных путей формирования  познавательных интересов в современной  педагогике признается активное  использование в процессе обучения  дидактической игры, так как при  этом  новые знания   возникают  в результате активной умственной  деятельности детей, направлены  на решение возникших у них  вопросов и принятых ими самими  учебных задач. Деятельность детей  в такой ситуации направляется  на самостоятельный поиск выводов  и умозаключений.

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста с ЗПР влечёт за собой следующие положительные моменты:

 ̶ включает познавательные процессы;

 ̶ формирует интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

 ̶ развивает способности;

 ̶ погружает детей в жизненные ситуации;

 ̶ учит их действовать в соответствии с правилами, развивает любознательность;

 ̶ закрепляет знания, умения.

Дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, состоит из следующих потенциальных возможностей: познавательные процессы делает активными; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста; развивает способности; погружает детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения. В игровой деятельности осуществляется игровая задача, которая представляет собой структурный элемент игры.

      При использовании игры у дошкольников с ЗПР развивается произвольная память, детям легче запомнить и усвоить учебный материал, опосредованный игровым мотивом. В ходе игры формируются компоненты, без которых невозможно овладение учебной деятельностью. При участии в игре у ребёнка пополняются знания и представления об окружающем мире, развиваются мыслительные операции, морально-волевые и физические качества. Игры способствуют формированию разносторонне развитой личности ребенка, поэтому дидактическим играм отводится важнейшее место.

Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции  и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее, пополняется словарный запас у детей, развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

Во время игры на занятиях создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимается усталость. У детей вырабатывается бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их, потому что не смогут играть на последующих занятиях.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она  может быть использована при усвоении любого программного материала и  проводиться на занятиях, как учителем-дефектологом,  так  и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним  из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической  игре создаются такие условия, в  которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать  в определенной ситуации или с  определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный  опыт. Это особенно важно для детей  с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

ЗПР  дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Ребёнку с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного  действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет  обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения  к заданию.

Дидактическая игра в  обучающем процессе у дошкольников с ЗПР определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей  математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в  развитии сенсорной культуры.

        Таким  образом, включая дидактические  игры с детьми ЗПР в образовательный процесс, у детей происходит формирование устойчивого познавательного интереса. Дидактическая игра может быть использована как средство развития познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития.

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница