Автор: Афанасьева Татьяна Ивановна
Тема занятия: «Двенадцать месяцев» (по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)
Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала
Цель: Развитие и активизация связной речи.
Задачи:
1) Обучающие задачи: совершенствовать диалогическую и связную речь
2) Развивающие задачи:
Связная речь
а. упражнять в умении подбирать однокоренные слова;
б. развивать умение подбирать слова с противоположным значением;
в. закреплять навык составления короткого рассказа по сюжетной (нарисованной) картине;
Грамматический строй речи
продолжить формировать умение подбирать слова разных частей речи (прилагательных, глаголов)
Звуковая культура речи
совершенствовать звукопроизношение (чистоговорки)
3) Воспитывающие задачи:
1 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
2 воспитывать культуру речевого общения
3воспитывать умение слушать других, не перебивая;
4 воспитывать интерес к худ. литературе.
Образовательная область: речевое развитие
Предварительная работа: Чтение сказки С. Я Маршака «Двенадцать месяцев», просмотр презентации «12 месяцев»
Методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядный (презентация, картинки)
3. Практический (рисование);
4. Игровой (динамические паузы)
Методические приёмы: беседа по содержанию сказки с элементами рассуждения, проблемные ситуация, рассматривание рисунков и составление описательного рассказа по ним, дидактические игры, художественное слово, похвала.
Технологии:
1.Личностно-ориентированные
2.информационно-коммуникативные
3. игровые технологии
4. здоровьесберегающие технологии
Материал: Презентация к занятию, музыкальное произведение Вивальди «Времена года», куклы платочные, корзина, подснежники, коврик «Времена года», дерево «Год», игра – пазл «Сезоны».
Формы работы:
— групповая;
— подгрупповая;
— индивидуальная.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Мои хорошие, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Друзья мои, я вижу, что не у всех ещё язычки проснулись, давайте им поможем!
Артикуляционная гимнастика (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 2-6)
Речевая разминка: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 7)
На-на-на к нам пришла весна,
Не-не-не – очень рады мы весне,
Им-им-им мы на улицу бежим.
Ам-ам-ам гости пришли к нам (дети проговаривают хором)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат разные вещи, а что их объединяет? Почему они вместе? Может быть, тема недели будет вам подсказкой?
Дети: Год.
Воспитатель: Скажите, сколько времен года, вы знаете?
Дети: 4 времени года — зима, весна, лето, осень
Воспитатель: А у каждого времени года, по сколько месяцев?
Дети: по 3
Воспитатель: А сколько всего месяцев в году?
Дети: Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на прошлом занятии познакомились со сказкой «Двенадцать месяцев», которую написал Самуил Яковлевич Маршак.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 8-9)
Воспитатель: О ком говориться в сказке?
Дети: О девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками
Воспитатель: Растут ли подснежники зимой?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему девочка пошла в лес?
Дети: Её отправила мачеха за подснежниками.
Воспитатель: Почему мачеха не любила одну девочку, а другую любила и баловала?
Дети: Падчерица не родная дочка, она её не любила и заставляла много работать. Любила только свою родную дочь и баловала её.
Воспитатель: Какие были девочки?
Дети: Падчерица трудолюбивая, лаковая, вежливая, а родная дочь ленивая и грубая
Воспитатель: Почему месяцы решили помочь падчерице?
Дети: Им стало жаль её. Девочку оправила в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 10 (с девочкой)
Воспитатель: Давайте послушаем, что говорит нам девочка.
Девочка:
Обошла в лесу немало
В поисках одной поляны
Где из снежной пустоты
Пробивались бы цветы
Мне собрать их очень надо
И тогда я буду рада
Дайте мне совет хороший
Я так долго уж в пути
Помогите же ребята
Мне подснежники найти
Воспитатель: Какое настроение у девочки?
Дети: Она грустная, печальная, задумчивая
Воспитатель: А вы хотите ей помочь?
Дети: Да
Воспитатель: И мне жалко девочку и я хочу помочь ей, а чтобы помочь, вы должны отправиться в сказку и выполнить задания.
Выполним правильно задание, найдем подснежник.
Вы готовы?
Дети: да!
Воспитатель: Вы не боитесь трудностей?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда отправляемся в сказку?
Налетела вдруг пурга
Закружила, унесла /дети кружатся
Всех девчонок вправо
А мальчишек влево /поворачиваются
Кругом голова идёт
Покружись наоборот /кружатся
Влево, вправо повернись
В сказке сразу очутись.
Воспитатель: Назовите время года, с которого по календарю год начинается?
Дети: Зима.
Мы с морозом подружились
Как снежинки покружились.
И в зиме мы очутились.
ЗИМА – платковая кукла
Воспитатель: Назовите мои зимние месяцы
Дети: Декабрь, январь, февраль
Д. и. «Подбери признаки». Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная…
Воспитатель: А теперь я буду вам читать начало стихотворения, а вы продолжать
Игра на словообразование.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта — девочка (Снегурка).
На снегу- то посмотри,
С красной грудкой (снегири).
Воспитатель: Какие родственные слова вы услышали? От какого слова?
Вы справились с этими заданиями и подснежник нашли.
(даю подснежник) А теперь пора зиме уступить место следующему времени года…
Воспитатель:
Пусть летит, летит снежинка
Эта белая пушинка
Лишь она земли коснется
Сразу к нам весна вернется.
ВЕСНА – платковая кукла
Воспитатель: Назовите мои весенние месяцы
Дети: Март, апрель, май
Д. и. «Подбери признаки».
Весна (какая) теплая, красивая, яркая, ранняя, зеленая…
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Солнце – что делает? – светит, греет.
Ручьи – что делают? – бегут, журчат.
Снег – что делает? – темнее, тает.
Птицы – что делают? – прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель – что делает? – звенит, капает.
Медведь – что делает? – просыпается, вылезает из берлоги.
Д/игра «Назови звук» — назвать последний звук в словах: весна, подснежник,
ручеек, бабочка.
Вы справились и с этими заданиями, вот еще вам подснежники.
(даю подснежник)
А теперь пора весне уступить место следующему времени года…
До свиданья ласточка!
Просим не грусти!
Ты нас в лето жаркое
Тотчас проводи.
ЛЕТО – платковая кукла
Воспитатель: Назовите только летние месяцы
Дети: Июнь, июль, август
Д. и. «Подбери признаки».
Лето (какое) яркое, солнечное, разноцветное, теплое, веселое,
красивое, ягодное…
«Подбери противоположные по смыслу слова»
Летом жарко, а зимой…. холодно
Летом день длиннее, а зимой …..короче
Летом ветер теплый, а зимой….. холодный
Летом солнце стоит высоко, а зимой ….низко
Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники
(даю подснежник)
А теперь пора лету уступить место следующему времени года…
Воспитатель:
Солнышко лучистое
Мы тебя попросим
Покажи ребятам
Ты дорогу в осень.
ОСЕНЬ- платковая кукла
Воспитатель: Назовите только осенние месяцы
— Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Д. и. «Подбери признаки».
Осень (какая) золотая, поздняя, багряная, дождливая, холодная, разноцветная, серая, печальная, грустная…
Воспитатель: ребята, вы такие интересные придумали слова, вижу вам осень очень нравится.
Чистоговорка С, З, Ц
Ца-ца-ца – осень у крыльца.
Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.
Ца-ца-ца – закачались деревца.
Воспитатель: Вы справились и с этими заданиями, вот еще подснежники (даю подснежник)
Воспитатель: за зимой идет весна, за весной лето, за летом осень и опять зима.Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Воспитатель:
Листик желтый пусть кружится
Тихо под ноги ложится
Как на землю упадет
Снова к нам зима придет.
Логоритмическое упражнение «Снег»
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Воспитатель: «Назовите все месяцы по порядку»
Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились.(даю подснежник)
Покружились, покружились
В садик снова возвратились
И вот мы выполнили все задания, набрали полную корзину цветов. Молодцы.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 11(с девочкой и подснежниками)
Воспитатель: А вот и девочка, по смотрите на неё. Какое у неё сейчас настроение?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?
Дети:
Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки: «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».
Воспитатель: Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд12)
Самоанализ.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Какое задание было для вас самым трудным?
Воспитатель: Что больше вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю с помощью смайликов проголосовать-понравилось вам занятие?