Автор: Светлана Эрдыниевна Базарова
«РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУРУМКАНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
Базарова Светлана Эрдыниевна
Учитель истории, обществознания и ОДНКНР МБОУ Курумканской СОШ №2.
Российская Федерация, является многонациональным государством, и на данный момент на территории страны проживают представители более 190 национальностей и этнических групп.Согласно Конституции, все граждане Российской Федерации вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Исторически сложилось так, что разные народы, проживающие на необъятной территории России, исповедуют разные религии и имеют разные обычаи и традиции.
Религия (от лат. religo — связывать, привязывать, заплетать) — это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. В науке точно не сформулировано определение религии. Выделяют следующие определения:
1) религия в широком смысле – это вера в сверхъестественное, в бога;
2) религия в узком смысле – система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад.
Современное общество не является исключением. В нашем родном краю, Курумканском районе, основными религиями являются шаманизм, православие и буддизм.
При въезде в Курумкан мы поклоняемся духам местности Хаадагшаан, в центре Курумкана мы увидим храм Святой Троицы, а при выезде из Курумкана наш взгляд будет обращен в сторону дацана «Гандан Ше Дувлин».
Цель данного исследования рассказать об основных религиозных центрах района.
Территориальные рамки: Курумканский район Республики Бурятия.
Задачи:
1.Дать основные характеристики религиям Курумканского района: шаманизму, православию, буддизму.
2.Рассказать об основных религиозных центрах: Хадагшаан, Храм Святой Троицы, Дацан «Гандан Ше Дувлин».
Объектом исследования будет религия в нашем районе, а предметом исследования религиозные центры.
Актуальность данного исследования заключается в том, что религия была и остаётся важным фактором в развитии любого общества. И является неотъемлемой составной частью общественной жизни, в том числе духовно-нравственного развития общества.
При исследовании мы использовали следующие методы исследования:
•Исторический метод — принцип рассмотрения мира, природных и социокультурных явлений, в том числе религии, в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
•Принцип историзма врелигиоведении позволяет понять современное состояние той или иной религии как результат закономерного процесса исторической эволюции.
•Изучение литературы;
•Подведение итогов и анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Характеристика основных религий Курумканского района.
Что такое религия? Религия – это вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела.
Религия играет важную роль в жизни общества. Можно отметить, что в той или иной мере религия всегда сопутствовала историческому пути общества. В трудные, переломные этапы развития общества роль религии многократно возрастала. Человек часто находил в ней утешение, смысл жизни в потоке трудностей и общественных бедствий.
Здесь мы рассмотрим шаманизм и две мировые религии, которые получили распространение в Курумканском районе.
Традиционной религией бурят является шаманизм — форма общественного сознания,реализуемая в поведении людей и образующая особую систему обрядовых действий. Главное и характерное в это религии — обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды. Начальный этап истории развития шаманизма в Бурятии восходит к первобытному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок, наскальные рисунки, реликты древнейших обрядов и традиций, сохранившиеся у бурят. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов. Охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей. Он включает в себя идеи о природе , человеке и обществе.
Шаманы, подразделявшиеся на белых и черных, высших и рядовых, составляли духовенство с высокими интеллектуальными данными. Почитание Неба и Земли — стержень всего комплекса шаманистов. Священнодействие у подножия или вершины горы, на берегу реки или озера, в ограде или юрте — это проявление биосферной сущности человека, его стремление и воля к жизни.
Земля, согласно шаманистким представлениям, является серединным миром. Поэтому каждая местность, гора, река, озеро, дерево, скала имеет своего духа. Кроме серединного мира, земли, вселенная по воззрениям шаманистов состоит из верхнего и нижнего миров. Все эти три мира расположены, по вертикали, один над другим, каждый из них управляется особыми богами.
Небо у бурят представлялось, с одной стороны, в чисто материальном виде — Вечное Синее Небо, а с другой — считалось существом духовным, управляющим всем миром, олицетворяющим разум, целесообразность и высшую справедливость. Небо считалось мужским началом, дарующим жизнь, а земля — женским, дающим форму предметам. Поэтому небо называлось отцом, а земля — матерью. Небо считалось воплощением справедливости, при разборе тяжелых дел, даче клятв. Оскорбить, дать ложные показания, призвав в свидетели Вечное Синее Небо, означало обречь себя и потомство на беды и несчастья. Шаманизм вобрал в себя религиозно-философские представления людей каменного века, среди которых главным является обоготворение сил природы и умерших предков (преимущественно шаманов).
Согласно этим представлениям, у каждого человека имеется душа, которая невидима, воздушна, она находится в теле. Будучи двойником человека онга обладает всеми его качествами, у сердитых и жадных — душа сердитая и жадная; у детей — детская, может радоваться, голодать, злиться. По понятиям шаманистов, болезнь и смерть человека определяется богами и духами. Иногда смерть человека рассматривается. Иногда смерть человека рассматривается как предопределение Неба, например, смерть от удара молнии или от нападения волков (волки считаются собаками или посланцами небожителей). Считалось, что после смерти человека душа переносится в другой мир, где находит своих близких, родных, знакомых.Поскольку считалось, что умершие люди могут приносить вред или пользу живым, являются представителями в том мире перед вышестоящими существами, необходимо было постоянно ил эпизодически устраивать обряд жертвоприношения в целях их умилостивления.
Представление о сверхъестественных силах, душе, смерти и загробной жизни, идеи о строении Вселенной, взаимоотношение между почитаемыми существами и людьми, составляют главное содержание шаманского мировоззрения.Составной частью шаманской культовой системы являются места, где устраиваются молебствия. Назывались такие места «обоо». Правила поведения в святых местах и при исполнении обрядов. В почитаемых местах запрещено загрязнение источников рек, озер.Запрещена охота, рубка леса, рытье земли, строительство. Шаманизм — древняя религия бурят — господствовал у всех этнических групп, проживавших по обе стороны Байкала. Бурятский шаманизм выделяется целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, особой школой шаманского посвящения и другими. Главное в шаманизме — обоготворение сил природы и умерших предков, вера во множество богов и духов, и что с помощью шаманов можно как-либо влиять на них для обеспечения счастья и предотвращения беды.
Христианство, являясь одной из мировых религий, представлено в нашем районе православием.
С греческого православие переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «право» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль».Поэтому православие — это правильные мысли о Боге.
Во что верят православные? В догматике есть четыре элемента.
•Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух.Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества.Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти- любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.
•Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своём опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.
•Третье — вера в воскресенье. Христос, после распятие на кресте, спустился в ад и победил смерть. Он воскрес плотью. Вера, что в вечную жизнь человечество войдет и душой, и телом.Поэтому в духовной жизни важны и телесные подвиги. Человеческое тело — храм Духа Святого. Оно принадлежит Христу. Больше никому.
•Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании.Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.
Какие основные таинства существуют:
•Первое — таинство Крещения, в котором мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти, как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.
•Второе — таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.
•Третье — Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.
•Четвертое — исповедь.Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.
•Пятое — венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.
Православное учение строится на Ветхом и Новом завете.Это сборники книг. Всего 77 штук. Ветхий завет — это книги, написанные до Иисуса Христа. Они готовили людей к принятию Христа. А Новый завет — это книги, написанные уже после его пришествия. Они нам рассказывают о его жизни. По ним и живут православные люди.
Главным праздником православия является Пасха. Мы отмечаем Воскресение Христа. Всего 12 основных праздников: Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне и др. Православие на протяжении многих веков было определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности.
Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн.буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.
Буддизм представляет собой уникальное верование. Главная идея, составляющая его основу — стремление к самосовершенствованию. Поскольку в современном мире значительное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не ослабевает, а количество новообращенцев увеличивается.
Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.
По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.
Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.
Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.
Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.
Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.
Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.
Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.
Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.
Цель буддизма — перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.
Таким образом, мы дали основные характеристики основным религиозным верованиям, которые распространены в Курумканском районе. Изучение религии очень важно, так как религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, объединение людей в духовные организации.
В традиционной культуре бурят — культовые или священные места занимают важное место. Священные места отмечены высшей сакральной значимостью. Одной из форм материального воплощения традиционных верований бурят является бариса (от бур. бариха — преподносить, дарить) или табиса (от бур. табиха — оставить, положить). Это места для подношения угощений духам — хозяевам местности. Бариса располагаются обычно у дороги на перевалах горы, у подножия горы, в настоящее время бариса имеются на каждой крупной автомагистрали, здесь сооружаются беседки со столами и скамейками. Как и в прошлом, сейчас любой путник обязан принести здесь какое-нибудь пожертвование: кусочки материи, ленточки (зала), которые вешают на деревья или кустарники, зерно, монеты, сигареты, спички. Однако скудность знаний о традициях и обычаях бурятского народа является одним из губительных факторов захламления и разрушения священных мест. Бариса ранее находились в плачевном состоянии, территория захламлена мусором, земля вокруг усыпана битым стеклом, окурками. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Бариса обустроены, огорожены, производятся мероприятия по уборке мусора.
Хадагшаан – именно сюда пришли первые поселенцы, обосновали здесь обоо и построили Нижний Курумкан. Именно отсюда начинается наша малая родина, невидимыми узами связаны между собой все мы. Хадагшаан шулуун – большой камень, который находится за горой Марян в местечке Баруун Хурамхаан. Это место привлекает жителей района и туристов, так как имеет уникальную сакральную силу. Здесь проводятся как буддийские молебны поклонения обоо, так и шаманские обряды – тайлаган во имя благополучия всех живых существ.Всем миром люди молятся, прося у богов и «савдаков»-«хозяев местности» счастья, благополучия, здоровья, хорошего урожая, чтобы не было наводнений, пожаров и других напастей.
На камнях Хадагшаана подобно проявлению лика богини Янжимы в Баргузине, на камнях проявляются разные изображения: змеи, овцы, коровы и даже лик божества. Сами жители воспринимают подобного рода проявления как большое благословение небес. Каждую осень и весну проводятся обряды, после которых устраивают народные гуляния «эрын гурбан наадан».
В конце прошлого столетия, после столь длительного перерыва вновь в Курумкане стали проводиться церковные службы. В 1998 году при участии о. Геннадия начала создаваться православная община. В августе 1999 года община была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Бурятия. Радостную весть и документы об её регистрации привез, о. Андрей Леонтьев, священник Спасо-Преображенского храма с. Баргузин. Со псаломщиком Владимиром о. Андрей проводил в Курумкане праздничные богослужения, обряды крещения, отпевания усопших. Не имея своего здания, первые службы проводились в кинотеатре и в помещении почты. И повел церковный календарь нашего села свой отсчет.
В юбилейном от Рождества Христова 2000 году православной общине Курумкана сельской администрацией, с согласия администрации МСУ «Курумканский район» безвозмездно было передано здание детского сада «Чебурашка». Верующие обратились к Епископу Читинскому и Забайкальскому с просьбой направить в Курумкан на постоянное место жительство священника.
В мае 2001 года начались восстановительные работы одного из зданий. За месяц инициативной работы группой прихожан были застеклены окна, сделаны засовы, частично отремонтирован потолок сделано небольшое алтарное помещение и произведен косметический ремонт.
21 июня 2001 года на территории храма был воздвигнут охранный крест. Батюшка Андрей отслужил водосвятный молебен и окрестил первых в этом здании 7 человек. Именно в этот день чудесным образом была возвращена икона «Пресвятой троицы» старейшим жителем нашего села, ныне уже покойным, Козулиным Алексеем Федотовичем. И в этом был большой промысел Божий – ведь храм именуется в честь Пресвятой Троицы.
Регулярно стали проходить службы: Таинства, Исповедь, Причастие, Крещение, Отпевание, Освящение. Наряду со службами проводились восстановительные работы.
Администрацией района была выделена земля в бессрочное пользование, оформлены надлежащие документы. Несмотря на активную помощь, на восстановление прихода с нуля катастрофически не хватало средств. Совместно с администрацией района было решено провести радио-марафон для сбора денежных средств.
В 2005 году произведен ремонт кровли здания, здание подняли на два венца, крышу сделали из жести, загрунтовали, покрасили, купол заменили большим, обтянули крест жестью и покрасили под золото. Начали собирать средства на храмовую икону стоимостью 12000 рублей, заказали в иконописную мастерскую в храм Вознесения Господня в городе Улан-Удэ.
15 февраля 2008 года в праздник Сретения Господня состоялось открытие восстановленного здания, Летом этого же года сварили и покрасили металлический забор, заложили фундамент для строительства новой церкви.
Православный храм – это Дом Божий, Дом молитвы, место, освященное особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку для духовно-нравственного совершенствования.
Расположенный у подножия гор, на границе Куйтунских степей Баргузинской долины, был открыт 15 февраля 1991. В 2000 году он был переименован в Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин. Баргузинский дацан является проектом Буддийской традиционной Сангхи России.
К 1825 году в долине были построены первые маленькие буддийские бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте. На берегу реки Бургали (Борогол), южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган, где проводились буддийские службы.
В конце ХХ века было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. Возрождение дацана началось в 2005 году, когда была зарегистрирована Местная религиозная организация «Баргузинский дацан», как правопреемник прежнего Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин», возведенного в 1828 году. Эта организация входит в состав Буддийской традиционной сангхи России.
В настоящее время дацан находится в 3 км на северо-запад от села Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 метрах на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках. В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских служб (хуралов): Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.
Таким образом, мы с вами рассказали об основных религиозных центрах Курумканского района.
Рассмотрев религии нашего района, мы показали, что здесь ярко выражена религиозная терпимость. Кроме этого, происходит взаимопроникновение разных культурных форм друг в друга, таким образом происходит признание многонациональной структуры общества.
Так, все население празднует православные, буддийские и языческие праздники, будь то Рождество Христово, Пасха, Сагаалган, Масленица. Люди посещают родовые молебны, участие в которых принимает все, вне зависимости от возраста, просит у местных духов, своих покровителей быть к ним благосклонными.
В заключении процитируем слова великого русского поэта, писателя М.Ю. Лермонтова из романа «Герой нашего времени»: «…меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».
В районе проживают представители более 10 этносов: буряты, русские, эвенки, татары и другие национальности. И все эти люди являются русскими, по духу своему, мы россияне, то есть русские, несмотря на свою национальность, религию, традиции. Конституция Российской Федерации призвана помочь органам власти различных уровней при решении задач национального развития, обеспечивая защиту прав каждого россиянина, независимо от места его проживания и национальности, ориентирована на активное развитие национальных культур и защиту малочисленных народов.
В Курумканском районе сплетение разных культур привело к единству и братству нашего народа, который постоянно совершенствуется в духовно-нравственном развитии.
Источники информации
1. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. — Новосибирск: Новосибирское издание Наука, 1982.
2. Басаев К.Д. Быт бурят в настоящем и прошлом. — Улан-Удэ, 1980.
3. Нимаев Д.Д. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. — Улан-Удэ: Бурятский филиал Улан-Удэ, 1988.
4. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. — Улан-Удэ, 1986.
5. https://zavedeno.com/nasuschnye-voprosy/pravoslavie.html
6. https://fb.ru/article/213037/pravoslavie—eto-napravlenie-v-hristianstve-religiya
7. https://nauka.club/filosofiya/buddizm.html
8. http://selorodnoe.ru/
9. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html
10. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/01/09/shamanizm-v-buryatii-prezentatsiya