8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Мир звуков и движений» Познавательно — исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.

Автор: Вайновская Ольга Васильевна

«Мир звуков и движений»

Познавательно — исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.

 

 «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности».

 А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ.

 

       Всем известно, что современных детей надо воспитывать и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня, нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы.

В связи с этим на своих музыкальных занятиях я использую различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

       Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Когда ребенок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.

 

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения.  Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»  или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

 

Значение познавательно – исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях для интеллектуального развития детей очень велико. Познавательно — исследовательская деятельность на музыкальном занятии концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Это реальный шаг к развитию воображения и творческой активности детей на музыкальных занятиях. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Чаще всего исследования я включаю в какую – либо часть занятия. Например, игра на ДМИ.

В младшей группе я знакомлю детей с музыкальным инструментом «КОЛОКОЛЬЧИК» и приемами игры на нем. Я раздаю колокольчики детям на раскрытую ладошку. Говорю им, что это музыкальный инструмент, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на ладошке и молчит. Как только мы возьмём его аккуратно двумя пальчиками и потрясём его, он начинает радоваться и весело звенеть. Как только мы положим колокольчик на ладошку, он тут же перестанет звучать и засыпает.

В средней группе я знакомлю детей с музыкальным инструментом «МАРАКАС». Я показываю его детям, говорю, что у него есть голос, он живет внутри и, чтобы его оттуда достать, нужно маракас потрясти. Потрясти можно сильно, и можно тихонько. Затем спрашиваю, на что похож голос маракаса, что можно изобразить с его помощью? (Шелест листьев)

Знакомство с музыкальным инструментом «БУБЕНЦЫ» проходит по аналогичной схеме, и на вопрос, на что похож голос бубенцов, дети отвечают капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т.д.

В старших группах мы знакомимся с музыкальным инструментом «СВИСТУЛЬКА», и голосок свистульки похож на курлыканье журавлей.

В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований – развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги или шелестом султанчиков, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.

 

Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность – это музыкальноритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен.

Наше тело – это своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т.д.). С помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать.

В младших группах мы изображаем повадки и характерные движения животных и птиц — как мишки ходят, как зайчики прыгают, как лисичка хвостиком заметает следы и т.п.

В средней группе мы продолжаем знакомиться с повадками и характерными движениями животных и птиц и добавляем неодушевлённые предметы – автобус, паровоз, самолёт, автомобиль и др.

В старших группах мы используем предметы, например, платочки. С помощью платочков мы изображаем грибочки, листочки, паутинки, бабочки, зайчики и др.

Каждый ребенок находится в исследовательском поиске практически постоянно. Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования в любом направлении предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница