Автор: Остапенко Ирина Ивановна
Сценарий занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Дикие животные»
Цель: Активизация лексико – грамматических категорий и фонематического восприятия по теме «Дикие животные».
Задачи: — упражнять в практическом использовании грамматических форм притяжательных прилагательных;
— совершенствовать умение находить место звука в слове (начало, конец);
— дифференциация звуков – с – з – в начале слова;
— вычленение звука в названии предмета;
— закрепление звуков в скороговорке;
— формирование звуковой структуры слова;
— образование слов от предложенного слога;
— закрепление образа буквы в графической работе.
Развивать интонационную выразительность, внимание, мышление, познавательный интерес, любознательность, активность, мелкую моторику.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Материал: игрушки животных на каждого ребенка, сухой бассейн, картинки букв – С, З, предметные картинки с звуками — С- З, два домика, карточки с тремя окошечками на каждого ребенка, листы с зашифрованными картинками для графической работы.
Ход:
Воспитатель: Перед тем, как зайти в группу, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Раз –окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Кто-то хочет побывать на нашем занятии, но спрятался. Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки и найдите по одному предмету.
(Дети выполняют задание)
Кто это?
Дети. Это дикие животные
Воспитатель: Скажите про вашего животного, который пришел с радостной восклицательной интонацией или с вопросительной. Можно я начну?
(например: К нам олень пришел! К нам олень пришел?) (Далее дети.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, на лесной полянке гуляют детеныши животных. Поиграем в игру «Кто у кого»? А теперь поставьте животных рядом с их детенышами.
Воспитатель: У животных есть для вас задания. Вот они спорят, справитесь вы или не справитесь? (ответы детей)
Воспитатель: Задание задает Олень. «Я учился фотографировать, но оказалось, что животные на фотографии получились не полностью. Рассмотрите фото и отгадайте, каких животных фотографировал Олень.» Возьмите 1 карточку на двоих. Я начинаю. На этой фотографии Медведь, потому что, это медвежьи уши. (далее дети)
Воспитатель: Задание принес Зайчик. С какого звука начинается слово – зайчик?
Дети: Слово — зайчик начинается со звука – З –
Воспитатель: Звук – З – согласный, звонкий, он бывает твердый, каким цветом обозначаем твердый? (синим) и бывает – З* – мягким, каким цветом обозначаем мягкий звук? (зеленым).
Я буду называть вам слог с этими звуками, а вы догадайтесь, какое слово может получиться.
СА—— СУ—— СИ——
ЗА—— ЗУ—— ЗИ——-
Воспитатель: Задание принес Ёжик. Нужно определить место звука в слове. Подвиньте к себе карточки с окошечками и будем ставить кружочек нужного цвета, в начале слова или в конце слова. (зонт, зеркало, нос, лось)
Воспитатель: Задание приготовил Волк. Приглашает всех на ковер. Если услышите в слове звук – С – подпрыгните, а если звук – З – присядьте. (сапоги, забор, стакан, собака, зонтик, самолет).
Воспитатель: Дети, Медведь принес картинки. Задание: посмотрите на картинку и определите, какой звук живет в слове и отнести картинку в нужный домик. (домик со звуком – З – и домик со звуком – С –)
Воспитатель: А лиса – то лиса, какую картинку принесла. Хотите узнать, как зовут эту девочку? (Лиза, а ласково — Лизонька). Кого держит Лизонька в руках? (лису, а ласково — лисоньку). Посмотрите какие глаза у Лизоньки. Послушайте как я скажу – Глаза у Лизоньки, как у лисоньки. Вместе скажем. (индивидуально спрашиваю).
Ребята, мы выполнили все задания! Мы молодцы? Давайте радостно скажем – мы молодцы!
Воспитатель: А вот и подарок от Лисоньки. На листочках что-то нарисовано, чтобы узнать нужно раскрасить только те кусочки, на которых нарисована буковка – З – голубым цветом, а кто выбрал рисунок с буковкой – С – серым цветом и увидите, кто спрятался в вашем рисунке.