Автор: Ольга Пономаренко
Введение
Практика показывает , что лучшее восприятие и интерес материалов обучение студента происходит при проведение открытых уроков на предприятии железнодорожного транспорта – где можно прикоснуться и «окунуться» в будущую профессию получаемую студентом. Задать интересующие вопросы у специалистов предприятия железнодорожного предприятия.
Так как не первый год преподаю общеобразовательный предмет «Общий курс железных дорого» для себя ( со стороны преподавателя ) и студентов ( стороны слушателей информации) — было определено ( по проведению опросов среди студентов) первые пары по предмету «ОКЖД» проводить открытым урок в музее «Железнодорожного транспорта» на станции Нижний Новгород-Сортировочный . Располагается музей- недалеко от места нахождения нашего техникума .Заранее на классном часе со студентами провожу инструктаж ( правила поведения нахождения на вокзале,в электрическом поезде , музеи , переход через автомобильную и железную дорогу ).Со студентами обговариваем время встречи и отправляемся в музей на электрическом поезде. Плата за посещение музея со студентов не взимается.
Краткая информация — о Музеи истории железной дороги .
Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог России, была образована 1862 году. Её богатая история отражена в экспозициях.
Основная экспозиция в здании Инженерного центра Горьковской железной дороги на ст. Нижний Ногород-Сортировочный была открыта 3 августа 2014 года в День железнодорожника. Общая площадь залов составляет 844 м². Фонды Подразделения насчитывают 4245 единиц хранения – это натурные экспонаты, уникальные макеты, профессиональные награды, знаки отличия железнодорожников, редкие документы и фотографии, иллюстрирующие историю развития Горьковской железной дороги.
Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов:
· «История Горьковской железной дороги и территориальных управлений»;
· «История служб и предприятий Горьковской железной дороги», включая разделы;
· «Железная дорога и железнодорожники в годы Великой Отечественной войны»;
· «Быт железнодорожников 30 – 50-х годов»;
· «Историческая гостиная»;
· «Перрон Московского вокзала конца XIX – начала ХХ века».
В фондах Подразделения собраны подлинные предметы, фотографии и документы, а также уникальные макеты, выполненные с большой детализацией. Посетив экспозицию, посетители смогут узнать об истоках мирового и отечественного паровозостроения, причинах строительства железной дороги от Нижнего Новгорода до Москвы, об основных вехах истории Горьковской магистрали и перспективах ее развития, а также о железнодорожных профессиях прошлого и настоящего.
60% от общего числа посетителей составляют дети и подростки. Среди них сотрудники Подразделения проводят профориентационную работу: организуют тематические выставки, квесты, музейные уроки, развлекательно-познавательные программы для детей, мастер-классы, тематические интерактивные программы.
Подразделение сотрудничает с учреждениями культуры, образования и науки во всех регионах России, где проходит Горьковская железная дорога, участвует в общероссийских, региональных и областных акциях.
Согласно разработке календарно-тематического плана на 3 семестр 2 курса специальности 13.02.07 «Электроснабжение» ( по отраслям ) ,беру студентов на 3 пары для проведения открытого урока ( время проведения учитывается на транспортировку студентов (туда и обратно) и проведения лекций в музеи совместно с экскурсоводом .
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Календарные |
Вид занятия |
Наглядные пособия |
Задания для студентов |
Примечания |
|
Раздел 1. Общие сведение о железнодорожном транспорте. |
|
||||||
Введение |
2 |
3.09.22 |
Посещение музея железнодорожного транспорта |
|
Написание конспекта в форме сочинения эссе |
|
|
История развития железнодорожного транспорта |
2 |
3.09.22 |
|
|
|||
История развития Горьковской железной дороги |
2 |
3.09.22 |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС)
Филиал СамГУПС в г.Нижнем Новгороде
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине
Общий курс железных дорог
Тема 1.: « Введение »
Тема 2.: « История развития железнодорожного транспорта »
Тема 3.: « История развития Горьковской железной дороги »
Специальности: для всех специальностей
Разработал преподаватель
Пономаренко О.А.
2023г.
Данное методическое пособие предназначено для студентов второго курса, изучающих темы « Введение », « История развития железнодорожного транспорта », « История развития Горьковской железной дороги » , специальности Электроснабжение. В данном методическом пособии подробно описано тема урока, что позволит студенту 2-ого курса подробно изучить тему .
Тема 1.: « Введение »
Основной вид транспорта в Российской Федерации — железнодорожный. На его долю приходится более 80 и около 40 % всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожные пути, подвижной состав (локомотивы и вагоны), локомотивное и вагонное хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.
Бесперебойная и безаварийная работа многоотраслевого хозяйства железнодорожного транспорта требует согласованного функционирования всех его звеньев. Для того чтобы с наибольшей эффективностью направить свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому специалисту необходимо не только быть профессионалом в своей области, но и обладать знаниями по вопросам, связанным с другими, смежными отраслями железнодорожного транспорта.
Такие знания позволяет получить дисциплина «Общий курс железных дорог», в основу которой положен принцип обеспечения слаженности в работе всех хозяйств и подразделений и безопасности движения на железных дорогах. Задачей «Общего курса железных дорог» является изучение комплекса устройств, технического оснащения, технико-экономических показателей, основ эксплуатации железных дорог и взаимодействия их с другими видами транспорта. В результате студенты получат цельное представление о железнодорожном транспорте, взаимосвязи его отраслей и роли избранной ими профессии в работе железных дорог, что весьма важно для формирования специалиста. Это в полной мере относится к техникам по эксплуатации, обслуживанию и ремонту подвижного состава, от которых в большой мере зависит исправность и готовность к перевозочной работе локомотивов и вагонов и, следовательно, бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.
В последние годы создаются новые локомотивы и вагоны для скоростного движения, более совершенные устройства автоматики, телемеханики, связи, вычислительной техники и путевого хозяйства, проводятся работы по развитию автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Для оптимизации оперативного управления перевозочным процессом созданы автоматизированные диспетчерские центры управления перевозками, функционирующие на базе потоков информации, поступающей в компьютерную сеть АСУЖТ.
Реализуется комплексная программа информатизации железнодорожного транспорта, основанная на применении высокоэффективных информационных технологий во всех его сферах.
Четкая работа и безопасность движения обеспечиваются строжайшим соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). В новых ПТЭ, введенных в действие в 2000 г., предъявляются более строгие требования к работникам железнодорожного транспорта по эффективному использованию технических средств, обеспечению безопасности движения, сохранности перевозимых грузов и охране окружающей среды.
Железнодорожному транспорту приходится работать в сложных условиях рыночных отношений и социальных реформ. Для обеспечения рентабельности и конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг потребовалось внести структурные изменения в систему управления и изменить технологию перевозочного процесса применительно к условиям рыночной экономики.
В рамках реализации первого этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, произошло разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.
Функции государственного регулирования и контроля в отношении всех видов транспорта, включая железнодорожный, возложены на вновь образованное в 2004 г. Министерство транспорта Российской Федерации, а функции управления хозяйственной деятельностью железных дорог переданы открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Процесс реформирования на железнодорожном транспорте направлен на обновление производственно-технической базы отрасли, повышение эффективности и качества работы всех ее звеньев, освоение растущих объемов перевозок.
Тема 2 .: История развития железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт — вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.
Железнодорожный транспорт связывает в единое целое многочисленные области и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства, активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей.
Прообразом железной дороги (ж. д.) являются рельсовые (деревянные, каменные) колеи, по которым в древности перемещали тяжёлые грузы. В XV в. в рудниках Англии, Ирландии, а позднее Франции и России начали использоваться чугунные рельсы для перевозок с конной и канатной тягой.
Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины. Однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжёлую машину.
В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую ж. д. из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз. Позднее, паровоз Стефенсона «Ракета»(рис.1) выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер—Ливерпуль. В 1830 была открыта ж.д. из Ливерпула в Манчестер: в том же году была сдана в эксплуатацию первая Ж. д. в США. В России в 1834 была построена заводская ж.д. в Нижнем Тагиле, на которой работали паровозы М. Е. и Е. А. Черепановых. Первая ж. д. общего пользования в России Петербург — Павловск — Царское Село была введена в действие в 1837. В 1851 закончено строительство крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали Петербург — Москва. На этой дороге было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. В создании её участвовали русские инженеры и учёные П. П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. О. Крафт и другие. К концу XIX в. построены железнодорожные линии: Москва — Курск (1868), Курск — Киев (1870), Москва — Брест (1871), Ташкент — Красноводск (1899) и другие. В 1891-1904 проведён Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока.
К концу XIX в. начали формироваться железнодорожные узлы, создаваться сортировочные станции (Петербург-Сортировочный, 1878), сортировочные горки (Ртищево, 1893). В конце XIX в. — начале XX в. в России многие учёные и инженеры вели работу по усовершенствованию технических средств ж д. Первые опыты по применению электрической тяги провёл (1876) инженер Ф.А.Пироцкий; А. П. Бородин создал первую в мире лабораторию для испытания локомотивов (1882); телефонную связь для регулирования движения поездов применил П. М. Голубицкий (1884); Я. Н. Гордеенко в конце XIX в. успешно осуществил блокировку и централизованное управление, стрелок и сигналов. Большой вклад в развитие техники и науки на ж.д. сделали русские учёные Н. П. Петров, Н. А. Белелюбский, а в советское время В. Н. Образцов, Г. П. Передерий, М. П. Костенко, Б. Н. Веденисов, Д. Д. Бизюкин, А. П. Петров, А. В. Горинов и многие др., а также изобретатели Ф. П. Казанцев, И. К. Матросов, И. О. Трофимов, Ф. Д. Барыкин и др.
Тема 3.: « История развития Горьковской железной дороги »
Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог России. В 2022 году ей исполнилось 160 лет. Свою историю магистраль ведёт от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году. Именно тогда первый поезд с пассажирами отправился из Нижнего Новгорода в Москву.
Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку.
. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале «Современник» (1836 г.). Вопрос о прокладке железной дороги был решен окончательно в 1857 году.
Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон.
Практические работы велись под руководством русских инженеров, сПервые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 1830-м годам. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородомреди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород (1845 г.). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир (май 1858 г.); на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 года.
На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведенные казенным Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащенные в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и в Нижнем Новгороде).
1862 – 1871 Г.Г.
1 августа 1862 года в 15 часов из Нижнего Новгорода отправился первый пассажирский поезд, открыв регулярное движение по всей Московско-Нижегородской железной дороге. Для начала движения была выбрана дата, приуроченная к ежегодному открытию Нижегородской ярмарки. Именно с этого дня принято вести отсчет истории Горьковской железной дороги, несмотря на то что участок между Москвой и Владимиром начал действовать несколько раньше – 14 июня 1861 года. К слову, поездка из Нижнего Новгорода в Москву тогда занимала 16 часов.
Основные линии:
Москва – Владимир (движение открыто в 1861 г.);
Владимир – Нижний Новгород (движение открыто в 1862 г.).
Протяжённость в 1862 году составляла — 410 вёрст. До 1875 года линия представляла собой одноколейный путь.
1872 – 1881 Г.Г.
Для увеличения пропускных способностей разворачивается прокладка вторых путей,строятся новые станции. В Коврове налаживается серийный выпуск отечественных вагонов, в том числе пассажирских с водяным отоплением. Два железнодорожных училища в Нижнем Новгороде и Коврове начинают выпуск необходимых магистрали технических кадров.
1882 – 1891 Г.Г.
Завершается прокладка вторых путей на всем протяжении линии от Москвы до Нижнего Новгорода. Строится ряд новых линейных станций, которые обеспечивают рост объемов погрузки.
1892 – 1901 Г.Г.
В 1893 году начинается движение поездов между Тимирязевом (ныне – Красный Узел) и Свияжском, а спустя год поезда начинают ходить между Зеленым Долом и Казанью с переправой через Волгу на пароме.
В 1899 году открывается движение на линии Пермь – Вятка – Котлас, в 1901-м на линии Красный Узел – Нижний Новгород.
1902 – 1911 Г.Г.
В 1901 году начинается движение поездов по узкоколейной линии от Владимира до Рязани. В 1906-м вступает в строй железнодорожная линия Вологда — Котельнич — Вятка. В связи с этим в Вятке происходит реконструкция железнодорожного узла, сооружаются новое паровозное депо и Петербургский вокзал. В 1911 году открывается линия Люберцы – Муром Московско-Казанской железной дороги. На линиях будущей Горьковской магистрали проходят испытания четырехосный грузовой вагон, автосцепка, автоматическая переездная сигнализация и многие другие технические новшества.
1912 – 1921 Г.Г.
Трудное время разрухи, вызванной Первой мировой, а затем Гражданской войнами.
В 1918 году все железные дороги были национализированы. Героическим трудом железнодорожников удается наладить работу транспорта, восстановить после боев Казанский узел и линию Вятка – Пермь. Поэтапно вступает в эксплуатацию будущий магистральный Южный ход Москва – Арзамас – Казань – Екатеринбург с ответвлением на Ижевск и Воткинск.
1922 – 1931 Г.Г.
В течение десятилетия разворачивается техническое перевооружение железных дорог, проектирование и строительство крупных узловых станций с сортировочными горками – в Нижнем Новгороде, Юдине, Агрызе, Лянгасове. На линии выходят новые мощные грузовые локомотивы Э и ФД и пассажирские Су, позволяющие развивать высокую скорость.
1932 – 1941 Г.Г.
В 1935 году открывается мост через Волгу в Горьком, который связал в единое целое линии, ведущие из этого города в Москву и Киров. А в Горьком по проекту академика Владимира Образцова создается крупный многопрофильный железнодорожный узел.
В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения Лазаря Кагановича из состава Московско – Курской железной дороги были образованы Горьковская железная дорога и Казанская железные дороги.
1942 – 1951 Г.Г.
В дни Великой Отечественной войны предприятия Горьковской и Казанской железных дорог построили и снарядили 14 бронепоездов. 14 работников двух магистралей были удостоены за подвиги на фронтах звания Героя Советского Союза, среди них – ставший известным всей стране летчик Николай Гастелло. При острой нехватке техники усилиями местного населения в 1942 – 1943 годах построены имевшие важное стратегическое значение линии Ижевск – Балезино и Свияжск – Ульяновск.
1952 – 1961 Г.Г.
Началось масштабное техническое перевооружение Горьковской и Казанской железных дорог. На них внедряется тепловозная тяга, реконструируется путевое хозяйство, укладываются вторые пути на магистральных направлениях. В 1960 году начинается движение электропоездов на Горьковском узле. Строятся линии к новым промышленным центрам Поволжья: Кстову, Нефтекамску, Чайковскому.
Постановлением Совета министров СССР 9 мая 1961 года две дороги были объединены в одну – Горьковскую.
1962 – 1971 Г.Г.
В 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.
На Горьковском, Казанском и Кировском узлах были внедрены электропоезда и дизель – поезда, которые коренным образом изменили облик пригородных пассажирских перевозок.
Сформированы первые фирменные скорые поезда «Вятка» и «Буревестник». В 1965 году в Горьком открыт после реконструкции Московский вокзал.
1972 – 1981 Г.Г.
Завершается укладка второго пути на всем протяжении Южного хода дороги и электрификация Казанского узла. На дороге начинается приминение бесстыкового пути и механизированных путеремонтных комплексов. Идет шировое строительство современных административно-технических и вокзальных зданий, жилья для работников дороги, школ, детских садов, предприятий торговли и общественного питания.
1982 – 1991 Г.Г.
В течение десятилетия прошла поэтапная электрификация с использованием переменного тока на всем протяжении Южного хода дороги, а также на линиях Агрыз – Ижевск, Арзамас – Горький-Сортировочный, Окская – Мыза и Ройка – Зелецино, была построена крупная стыковая станция Вековка.
Дорога наращивала провозные способности за счет увеличения длины и веса поездов.Велось удлинение путей на многих станциях магистральных направлений. Внедрялись новые системы СЦБ и связи.
1992 – 2001 Г.Г.
Благодаря мощному техническому потенциалу, профессионализму сотрудников, оптимизации перевозочного процесса, ГЖД удается успешно функционировать и развиваться. На дороге начинает работу не имеющий аналогов в мире компьютезированный центр управления перевозками.
2002 – 2012 Г.Г.
Комплексная реконструкция, осуществленная на линии Москва – Нижний Новгород, дала возможность организовать по этому маршруту в конце 2002 года ускоренное движение пассажирских поездов (до 140 км в час).
В 2010 году на этой линии – второй в России – начинают курсировать скоростные поезда «Сапсан» (до 160 км в час). Разворачивается подготовка Казанского узла к Универсиаде 2013 года. В столице Татарстана сооружается новый вокзальный комплекс для приема транзитных поездов, реконструируется действующий вокзал. Ведется строительство линии интермодальных перевозок авиапассажиров со станцией в аэропорту Казани.
Список используемой литературы :
1.Ашпиз, Е.С. (под ред.). Железнодорожный путь: учебник / Е.С.Ашпиз (под ред.). — Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. — 576 с. — ISBN 978-5-907206-65-6. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/35/251689/
2. Дисциплина Железные дороги, учебное пособие (курс лекций) разработано в соответствии с примерной программой дисциплины Железные дороги и предназначено для студентов 2–го курса специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Е.М. Штыменко; ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС. – Волгоград, 2021. – 184с.
3. Доманов, К. И. Инфраструктура железных дорог: практикум к изучению дисциплины «Общий курс железных дорог» : учебное пособие / К. И. Доманов, О. Д. Юрасов, Н. В. Есин. — Омск : ОмГУПС, 2020. — 31 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165648. — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Кащеева, Н.В. Общий курс железных дорог: учебник — Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-907206-90-8. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/1196/251731/. — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами очной и заочной формы обучения по дисциплине Железные дороги. Пособие предназначено для студентов специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог/Е.М.Штыменко; ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС. – Волгоград, 2021. – 20 с. ‒ Режим доступа: ВТЖТ ‒ филиала РГУПС.
6. Методические указания (рабочая тетрадь) по выполнению практических работ для студентов очной и заочной формы обучения по дисциплине Железные дороги. Предназначено для студентов специальностей 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог./ Е.М.Штыменко; ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС. – Волгоград, 2021. – 35 с. ‒ Режим доступа: ВТЖТ ‒ филиала РГУПС.
7. Сазыкин, Г. В. Общий курс железных дорог : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. В. Сазыкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15002-5. — Текст : электронный // Образовательная п