ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ПРОСТРАНСТВЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СМЕШАННЫЕ ФОРМАТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Бондарчук Анна Леонидовна

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ПРОСТРАНСТВЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СМЕШАННЫЕ ФОРМАТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации — приоритетное направление государственной политики в сфере образования. Пристальное внимание к проблемам профориентации последние 5 лет объясняется, с одной стороны, низкой эффективностью, проводимой в школах профориентационной работы («поздняя» профориентация школьников; отсутствие целостной системы сопровождения профессионального самоопределения подростков; недостаток квалифицированных специалистов по профориентации и др.), а с другой — появлением новых подходов и, соответственно, новых задач в этом направлении. Действительно, в настоящее время необходимо уточнить подходы к решению задач в области профориентации школьников. И прежде всего — задач профессионального самоопределения молодежи, поскольку то, что «работало» вчера и было перспективным, сегодня не является таковым. (И уж тем более не будет востребованным в будущем!) Так, если раньше акцент делался на диагностике профессиональных способностей и склонностей выпускников школы, то сегодня предлагается другой подход к решению задач профессионального самоопределения молодежи, смысл которого заключается в развитии ценностно-смысловой сферы личности и универсальных (надпредметных) умений, являющихся фундаментом профессиональной и личностной успешности. Сегодня старшекласснику недостаточно решить «кем быть?», не менее важно сделать выбор — «каким быть?» и при этом понимать, что в современном мире придется учиться каждый день, расширяя знания и развивая те умения и способности, которые у него есть. А это значит, что в период обучения в школе надо сформировать у обучающихся мотивацию к получению образования в течение всей жизни. Новые задачи в профориентационной работе со школьниками, новые подходы к проведению этой работы, безусловно, требуют подготовки педагогов в части эффективной организации профориентации в разных форматах с применением современных образовательных технологий в урочное и внеурочное время. Важность рассматриваемого вопроса обусловливается и характером динамики обновления содержания требований к уровню профессионального развития педагогов.

Цель статьи – рассмотреть различные модели организации профориентационной работы со школьниками в пространстве внеурочной деятельности и обозначить возможные «точки роста» и новые направления профессионального развития педагогов – специалистов по профориентации. Как показывает исследовательская практика, потенциал и ресурс внеурочной деятельности в системе профориентационной работы общеобразовательных организаций используется пока недостаточно. Хотя внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом в решении задач профориентации школьников. Так, в пространстве внеурочной деятельности профориентационную работу в классе может организовать классный руководитель, который наделен полномочиями «реализовывать внеурочную деятельность в пространстве взаимодействия с внеклассной и внешкольной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок, конкурсов, праздников, смотров и других мероприятий[1].

 Перспективным представляется проведение классным руководителем краткосрочных курсов внеурочной деятельности объемом учебного времени от 6 до 12 часов. Краткосрочный курс может быть реализован в виде таких форм профориентационной работы, как встречи с представителями профессиональных учебных заведений, беседы с представителями профессий, востребованных на региональном рынке труда; экскурсии на предприятия, в учебные профессиональные заведения; ролевые профориентационные игры, игры-квесты; марафон профессий и др. [2, с. 13–14]. Или другой вариант профориентационной работы со школьниками в рамках внеурочной деятельности: учитель-предметник разрабатывает программу курса внеурочной деятельности объемом 34–35 часов в виде факультативов, элективных курсов, школьных научных обществ и др. Такая программа обязательно должна включать внеурочные занятия, посвященные вопросам профориентации обучающихся и изучению приоритетов современного рынка труда. Особенностью названных выше программ курсов внеурочной деятельности может стать смешанное обучение – сочетание традиционной образовательной деятельности и электронного обучения.

Главное достоинство смешанного обучения заключается в том, что такой формат дает возможность гибко подходить к потребностям учителя и ученика, делает образование не просто доступным, а в буквальном смысле индивидуальным. При этом смешанное обучение – это не просто рассылка заданий по электронной почте, а продуманное сочетание традиционного, классического подхода к образованию с новыми технологиями. Учитель на всех этапах сопровождает ученика, корректирует его действия и раскрывает тему, если требуется дополнительное пояснение.

Мы считаем, что в образовательной среде школы могут применяться как минимум три модели, которые будут способствовать развитию профориентационной среды общеобразовательной организации. Модель первая: интеграция очных внеурочных занятий и образовательного интернет-ресурса как компонента организации внеаудиторной самостоятельной работы в виртуальном пространстве. Модель вторая: разработка онлайн-курса внеурочной деятельности, в котором проведение всех внеурочных занятий по теме программы запланировано в виртуальном образовательном пространстве. При этом первое и последнее занятия проводятся в очной форме. Модель третья: реализация курсов внеурочной деятельности профориентационной направленности в очной форме. При реализации этой модели приоритетными на занятиях должны быть активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, применение технологии проектной деятельности, интерактивных методов и приемов (творческих заданий, интерактивных профориентационных игр, квестов), использование общественных ресурсов — приглашение специалистов, проведение экскурсий и т.  д., мультимедийных и информационных технологий. Обратим внимание на дидактическую составляющую первых двух моделей, поскольку именно они являются инновационными. В первой модели, по существу, все практические занятия переносятся в виртуальную образовательную среду и становятся самостоятельной (внеаудиторной) деятельностью учащихся. Таким образом, в методическом обеспечении этой модели значительную роль будут играть инструкции по проведению занятий, инструкции к интерактивным заданиям, методические рекомендации по выполнению проектных работ и т. д.

Во второй модели очных занятий только два: первое — установочное, второе – заключительное, на котором подводятся итоги внеурочной деятельности, оцениваются продукты деятельности обучающихся. Следовательно, на каждом занятии обязательно должны быть объясняющие, тренировочные и контрольные виды учебных материалов. В зависимости от специфики изучаемой тематики и педагогических задач к ним могут добавляться мотивирующие и дополнительные учебные материалы. В качестве контента онлайн-курса (модель 2) могут использоваться объекты интеллектуальной собственности (иллюстрации; научные, литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения, фонограммы, записи театральных постановок, телепередач и т. д.) из списка федеральных образовательных ресурсов, перечня федеральных образовательных порталов, а также видеолекции, интернет-практикумы, виртуальные экскурсии и др., разработанные и созданные авторами данного курса. В качестве заданий для внеаудиторной деятельности (модели 1 и 2) можно запланировать:

• работу с диагностическими материалами (профориентационными тестами) в режиме онлайн (https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.);

• знакомство с профессиями с помощью интерактивных тренажеров, онлайн-атласа профессий, видеороликов, радиопередач и статей о профессиях (http://dni-fg.ru/; http://засобой.рф/zacoboj-v-professiyu; https://postupi.online/; https://proektoria.online/suits  и др.);

• изучение электронного альманаха перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15– 20 лет (http://atlas100.ru/; https://proektoria.online/);

• участие в онлайн-проектах (https://proektoria.online/), веб-квесте «Построй свою траекторию поступления в вуз (https://postupi.online/service/service-vo/quest/)»;

• анализ мониторинга качества приема в вузы, проводимого с 2009 года рабочей группой НИУ «Высшая школа экономики» в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства просвещения РФ (https://ege.hse.ru/)[3];

• создание учениками постера «Мои жизненные планы, перспективы и возможности» или «Мой выбор»;

• оформление портфолио профессий и т. д.

Конечно, разработка онлайн-курсов, активное использование мультимедийных и информационных технологий требуют профессионального перевооружения педагога, и прежде всего освоения ими IT на высоком уровне.

Таким образом, пространство внеурочной деятельности создает условия для эффективного осуществления профориентационной работы в школе. А при интеграции урочной, внеурочной деятельности и внеклассной работы развитие профориентационной среды общеобразовательной организации будет проходить целенаправленно, интенсивно и непрерывно.

 

Список литературы

1. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismominobrnaukirossiiot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/

2. Усова С. Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников [Электронный ресурс] /С. Н. Усова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2017. — № 2. — С. 946–950. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30771737

3. Трушковская И. А. Аннотированный список специализированных интернет-ресурсов, обеспечивающих профориентационную деятельность в школе /И. А. Трушковская // Управление образованием:научно-методический журнал. — 2017. — № 6. —С. 123–128.

×
×